Вот голова режима, например. Спустя несколько дней после трагедии всё же сподобился явиться. Немного странно, правда - прежде практически не выезжал, не царёво дело, видать. «Наверное, что-то случилось». Ну ладно, явился, начал объяснять ситуацию: «Мы говорим о демографии и теряем столько людей». Мда, нехорошо получилось, неловко, допущена непредусмотренная убыль по сравнению с запланированными показателями. Перед этим, правда, сказал, что «реветь хочется» - и вот удивительно, как в одной речи уживается пусть простоватое, но человеческое - и этот неуместный канцелярит. Какое-то прямо раздвоение сознания!
Впрочем, это давнее советское, можно даже сказать характерно советское. Помню, собирал материалы по «самой бесплатной в мире советской медицине» и постоянно натыкался в официальных книжках на сетования, что из-за болезней ежегодно теряется столько-то человекочасов на производстве. Вот так - не человек со своими болячками был важен советской медицине и советскому режиму, а показатели и отчётность. И вот это отношение к людям как к функции, приложению к экономике отпечаталось в головах советских намертво - они даже не понимают, «а чо такова».
Правда, это отношение не взялось из ниоткуда, оно, собственно, яркая черта всей этой коммунистической дребедени - в которой человек не играет никакого значения. Важна масса этих самых человеков, которая должна неустанно пахать на заводах и «повышать производительность труда». Достаточно почитать писульки «Ленина», который на экономике, похоже, «съехал», чтобы в этом убедиться. Ну а дальше советские как верные зомби всю эту чушь и гнусь неустанно повторяли десятилетиями - и по-другому думать уже просто не могут. Человеческое атрофировалось, осталось только «понижение демографических показателей в результате преступной халатности при осуществлении досуговых мероприятий».
Кстати, об этом. П. несколько раз повторил про «халатность» и «разгильдяйство». И при этом сам же, в той же фразе заявил: «Без денег справку нельзя получить, а за деньги всё что угодно подпишут». И вот здесь мы видим ещё одну важную черту советского сознания - неспособность быть до конца честным, постоянное лицемерие и попытка переложить вину. Ведь о чём сказано? О коррупции (воровстве), о, выражаясь наукообразно, «системных сбоях в работе государственного аппарата». Это, конечно, никоим образом и никаким боком не «халатность» или «разгильдяйство» - т.е. то, что обычное называют «человеческом фактором». Это полное разложение, деградация власти, скатывание её на уровень бандитской группировки или завоевателей, собирающих дань с покорённого люда. Но нет, дяденька президент даже на старости лет и на вершине власти не может быть откровенным или хотя бы трезвомыслящим - обязательно надо как-то принизить масштаб бедствия, перетолковать, лишить остроты. «Так-то всё хорошо, просто бывают случаи». Н-да, любопытный персонаж.
Но, конечно, главная «звезда» всей истории - кузбасский хан. Причём это даже не фигура речи - вот из последнего: «За этот период чего я только не начитался. Плюс молодцы помощники, они от меня скрывали очень многое. Но я очень обижен на Синицына, прям не скрываю, по-подлому поступил Зеленин, Лопатина. Что же вы молчите? На шефа грязь льется несусветная». Классика жанра - «помощники скрывали», «меня хают», «людишки стали себе позволять». Ну хан, как есть хан - и публично о том всех оповещает.
И, как хан, естественно, выше «всего этого» - поэтому можно не выходить к людям, можно лить на них грязь («бузотёры»). Хотя получал всегда запредельные цифры на «выборах», разыгрывал роль этакого местного «отца нации» - и уж мог хотя бы высказаться уважительно. Но нет, не по чину это хану - в проблемы холопов входить. Да и как тут сдержаться! Ведь в его представлении холопы подло проштрафились - такое допустили «на нашей территории»! Как перед ВладимВладимычем неудобно получилось! Вот кого старикашка действительно боится, похоже - не перед людьми публично извинялся, а перед «белым царём»! Потрясающее бесстыдство, низость запредельная, поведение похабное и скотское - и ничего, нормально, будто так и надо. Даже для вида в отставку не подал. П., кстати, собачью верность оценил: «Кремль решил не проводить показательную отставку Тулеева. У главы Кемеровской области «много заслуг» и он пользовался уважением президента». Ну да, действительно, разве можно «такого человека» трогать? Всегда замечательные результаты на «выборах» обеспечивал, а пожар, дети сгорели - ну с кем не бывает, не увольнять же теперь! Тем более когда люди требуют - это ж прогнуться перед «провокаторами», это недопустимо! Мы сами разберёмся, а вы не лезьте.
Тут и к третьему пункту плавно подходим. Поведение не только высших чинуш, но и их подчинённых по отношению к людям - хамское и дерзкое. Очевидно, что они себя ни в чём виноватыми не считают, никаких своих ошибок признавать не хотят, а сама мысль о том, что им надо отвечать и отчитываться не перед начальством, а перед населением, вызывает взрыв возмущения - у товарищей, что называется, бомбит, а кирпичей они выдали уже столько, что дома строить можно. Всё это говорит не просто о полной оторванности режима от подвластных людей, а о том, что в бюрократической среде сложилась особая психология, построенная на ощущении своей избранности, предполагающая, что раз ты сел на должность, то теперь имеешь право на всё - и никто, кроме вышестоящих, не имеет права тебе слово молвить. Это любопытное развитие советской традиции, новый её этап.
Вот только нет советской цензуры (хотя в последние годы делается всё для того, чтобы она приобрела советскую тотальность), люди «смеют» мнение иметь, и даже высказывать его. Общество вообще слишком сильно изменилось - как и сама жизнь, её стандарты не только материальные, но и общественные, морально-нравственные. Потому нынешняя трагедия резко выявила, что чинуши живут в каком-то своём мире, который с миром простых людей почти не соприкасается. Хотя никаких прав на это им никто не предоставлял и уж тем более они это право не заслужили. И они сами это понимают, ощущают себя, как говорили в допетровской России, ворами - теми, кто обманом присвоил себе что-то или добился чего-либо неправедным путём. Наконец, они знают, что все остальные это знают! Потому, надо полагать, и такое отношение к «не своим»: в лучшем случае как к назойливым мухам, в худшем - как к врагам, которых необходимо громить неустанно, дабы головы поднять не смели.
Кстати говоря, реакция чинуш на кемеровскую трагедию в этом смысле очень показательна - они реально не понимают, из-за чего люди вышли на митинг (кстати, всё-таки вышли, это было приятно узнать - думал, что некогда гордый «шахтёрский край» всё же укатали). Для них мысли об элементарной человеческой солидарности, общем горе, о недовольстве неуклюжими действиями соответствующих служб, желании порядка и безопасности - то ли недопустимая крамола, то ли что-то из разряда сказок и выдумок, «так не бывает, чтобы этого хотели». Вот Кириенко, человек, почему-то до сих пор пользующийся уважением как «трезвомыслящий технократ» и прагматик: «Надо понимать, что даже такие трагедии будут использоваться для провокаций. Это, к сожалению, факт, с которым нам придется жить, точно понимая сейчас уже всю отработанную для таких случаев технологию провокаций». Налицо не прагматик, а банальный сектант, потенциальный пациент шестой палаты, вся картина мира которого крутится вокруг «провокаций»™. И никто из попавших в поле зрения «начальников» лучше себя не проявил - в лучшем случае уровень тот же, в худшем (и как правило) - просто днище.
К сожалению, налицо полная социальная неадекватность правящего слоя - которую режим (и лично «дорогой ВладимВладимыч») бережно хранят и поддерживают. К чему это приведёт - гадать не стану, получиться может как угодно. Но сама ситуация, когда те, кто должен действовать во благо, действуют во вред - и стране, и её населению, - противоестественна и, по идее, ничем хорошим закончиться не может.
Но поживём-увидим.
З.Ы. Конечно, наряду с чинушами есть и такое явление, как пропагандоны - настоящее говно в человеческом обличье, ещё гаже даже, чем чинуши, ибо чинуши хотя бы всерьёз уверены в своей особости, «избранности». Этот же телевизионно-радийный кал всё прекрасно знает и понимает - и всё равно делает свой маленький гешефт на показном раболепии, готовый по первому звонку власти буквально на что угодно (и, в то же время, готовый при первых же признаках падения власти либо перебежать к «новому сильному», либо бежать вовсе). Но про них - в другой раз, если вообще когда-либо.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →