Так вот неожиданно столетие национальной трагедии стало триумфом не красноты даже, а гебни - и вот, видимо, кто оказался настоящим победителем: гнусные головорезы, для которых не важна никакая идеология. А важна голая, неприкрытая и не имеющая никаких ограничений власть над людьми, возможность бесконтрольно распоряжаться чужими жизнями, измываться как заблагорассудится - и не нести за это никакой ответственности. А мы всё это время на бедняг-коммуняк яримся... Умеют же чекисты подставлять (сарказм, конечно, но не совсем)!
И ещё одно открытие. Оказывается, вся эта помоечная волна сталинисской макулатуры, что пошла лет 15 назад всё более нарастающим потоком, - она не только и даже, видимо, не столько про «сталина». Она в первую голову - про «доблестных чекистов» и их нелёгкую борьбу. Вот, оказывается, зачем вся эта муть и чушь нужна была - сначала окольными путями, через дешёвые книжки на туалетной бумаге, блоги, телепередачи, при помощи всяких клоунов обкатать некий набор «аргументов», обеляющих убийц, перед художествами которых и гестаповцы почтительно склонились бы («аргументов», правда, смехотворных, не имеющих никакого отношения к реальности и не выдерживающих малейшей проверки на прочность). А потом, спустя время, эти «аргументы» на всю страну воспроизвести устами одного из влиятельнейших чиновников через главную государственную газету. То есть сделать официальной точкой зрения. Это жест, важность которого, кажется, тоже как-то прошла стороной - а между тем вот, будьте любезны, таков теперь «госзаказ». Интересно, как это на научных исследованиях скажется, скоро ли пойдут умолчания и польётся патока. Хотелось бы верить, что у учёных всё же найдётся достоинство не бежать лебезить перед современными головорезами. Это не просто ругань, кстати: тот, кто считает и провозглашает себя преемником и духовным потомком головореза - сам головорез, и воспринимать его и относиться к нему необходимо именно так.
Вопрос же тут вот каков: а почему откровенность, даже ещё такая наглая и агрессивная (по сути это просто навязывание корпоративной версии истории), оказалась возможной именно сейчас? Что такое произошло? Критическая масса накопилась, чекисты возопили «сколько ж ещё душам нашим терзаться?!» и поставили вопрос ребром перед руководством? Или наверху сочли, что всё, скрепы твёрже сухаря и теперь можно перестать притворяться и начать невозбранно молиться своим богам? Или наверху сочли, что ситуация в стране настолько хренова (или близится к таковой), что стоит поступиться «демократическими завоеваниями» и максимально умаслить политическую полицию, чтоб не подвела, как в 1991-м? Или были иные резоны? Вот что меня более всего занимает - ибо что могут изречь чекисты уже давно известно и не очень интересно.
В заключение можно было бы написать о том, какой нынешний главчекист профнепригодный мудила (и это было бы целиком справедливо). Однако вместо этой банальности всё-таки стоит сказать ему спасибо - за откровенность. Раньше у многих - никогда не понимал, почему, но факт! - оставались какие-то сомнения, мол, не, ФСБ не КГБ, там другие и мыслят иначе... Да-да, так и говорилось. Но теперь - какие уж сомнения.
З.Ы. Да, интервью ещё и пропитано вот этой сапожной рисовкой - мол, мы верные слуги и защитники. Ничего нового тут нет - у чекистни самомнение всегда было на высоте. Сейчас уже все забыли, но ещё в 2007 некто Черкесов, тогдашний главарь службы по обороту наркотиков и, конечно, чекист по происхождению, выступил со статьёй (ну, точнее, поставил подпись). И это был манифест гебешной тусовки, своего рода предъявление публике своего ЧСВ: «Падая в бездну, постсоветское общество уцепилось за "чекистский" крюк. И повисло на нём... Наша корпорация важна не сама по себе. Она должна выстоять и выдержать нагрузки переходного периода. Затем она может превратиться в локомотив и вывести общество в новое качество» и прочая убогая, косноязычная дребедень, да ещё с характерными палаческими образами (крюк и пр.). Тогда это вызвало недоумение, переглядывание и пожимание плечами: всерьёз ли? Теперь, спустя десять лет, выясняется, что всерьёз, очень даже. Только всерьёз не про «спасение и развитие», конечно же - тут себя чекистня зарекомендовала совершенно однозначно, - а про вот это восприятие себя как, во-первых, некоей касты «воинов», а во-вторых, как людей «более лучших», высших по отношению к обществу, вольных делать с ним всё, что пожелается, во имя того, что придумается в качестве оправдания. От этого горячечного бреда (как тогда многим показалось) до нынешних слов гордости за предшественников и подтверждения преемственности, как оказалось, один шаг (пусть и спустя десять лет).
З.З.Ы. Текст почту сразу написал, но что-то помешало сразу выложить. С тех пор были и обращение группы академиков, и присутствие П. на чекисской гулянке... Интересные вещи творятся.