afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Category:

Игра престолов

Мало пишу, ибо занят событиями оффлайновой жизни - которые, как ни странно, оказались довольно важны и, можно сказать, судьбоносны даже, - однако всё же остаться в стороне от трендов современности не смог. Да и как историку не следить за тем, чем живут его современники? Короче, стал смотреть «Игру престолов» - прям 1 января и принялся, за месяц с небольшим одолел. Что тут можно сказать? Сказать можно много чего - и я это буду.

Сразу - о чём не буду. Подробно о качестве съёмки и игре актёров не буду - понятно, что всё это не тутошнее. Хотя, надо признать, кое-что снимать в РФ всё-таки научились - мочилово, например, всякие пиф-паф-ой-ой-ой и в целом спецэффекты уже да (или во всяком случае чаще да, чем нет). Проблема с реальным наполнением - эмоциями, экспрессией, да и вообще со всеми сюжетами, в которых нет экшна - всё плохо и лучше, несмотря на годы, не становится. Вымученно, деревянно, такое впечатление, что лицедеи либо не хотят, либо попросту не могут вжиться в роль и сыграть требуемое (отчего вопрос - как же они стали лицедеями-то? ведь кто-то же их в соответствующие вузы принял? раз так, то на каких основаниях?). Тут, впрочем, тоже оговорюсь по женской части: если актёрка играет какую стервь или гадину - то выходит, как правило, на уровне лучших образцов Голливуда, «верю» стопроцентное. Если же играет кого иного... Впрочем, это всё к делу не относится. Вот об чём хотелось бы написать, так это о смысловой составляющей - как я её уловил, во всяком случае.

1. Прежде всего, сериал показался очень характерным для текущего политического момента - или, как надеются десятки человек по всему земному шару, момента истёкшего. Я бы сказал, что это первый (или не первый - но самый известный и успешный) пример «либерального» (или, если хотите, политкорректного) фэнтези. Т.е. автор, конечно, поставил себе задачу (насколько я понял из прочитанного) избавиться от всяких розовых поней, рюшек и завитушек, которыми вроде как в определённый момент переполнились традиционные произведения жанра, - и, похоже, преуспел. Ибо не знаю, как в книге (не читал и не буду), а вот сериал буквально утопает в кровище, причём по поводу и без повода, есть необходимость в крово/кишковыпускании или нет. Это типа так «реализьму добавили» (хотя есть и ещё один щёкотный момент, о котором позже).

Но вообще говоря, если отрешиться от кишок и прочего - традиционные черты «мужского» синема, - то неожиданно выясняется, что сериал-то прямо-таки проникнут духом феминизма! Или, как это на Западле называют, female empowerment («расширение прав и возможностей женского», сообщает нам толмач Гугеля). Мужчины в сериале изображены не то чтобы прям очень уж привлекательно - либо тупые безмерно (в разных оттенках понятия «тупой»), либо беспричинно и бесконтрольно жестокие, либо, наоборот, слабаки, либо... эээ, немужчины (в прямом и переносном смысле). Зато женщины! Их постарались изобразить и мудрыми, и твёрдыми характером, и хитрыми, и целеустремлёнными, и несгибаемыми (и я уж молчу про внешние данные)... Короче, соль земли и дар небес. Причём курс этот проламывается через логику повествования неумолимо. Складывается впечатление, что тов. Мартин порой просто менял пол персонажа, чтобы только эту феминистическую точку зрения протолкать - отсюда и рыцари в юбках, и непобедимые пацанки, и, конечно, сплошные королевы да княгини от мала до велика. По канону-то, конечно, всё это должны быть мужчины - но вот, похоже, «мужиков не надоть», сделаем так, чтобы была девчонка.

Это особенно смехотворно выглядит в мире, явно стилизованном под Средневековье. Т.е. я бы понял какое-нибудь там Возрождение или Новое время, там ещё куда ни шло, - но чтоб бабы вот так своевольничали в средневековом антураже, известном, скажем так, жёсткостью «гендерных ролей» и нравов вообще? Это ж какую лёгкость в мыслях необыкновенную надо иметь! Впрочем, тов. Мартин американец, а у них с этими делами всё очень просто - захочется, так тут тебе и пираты-негры появятся, и кого только не найдётся. И, уж конечно, с этими женскими чудо-персонажами никто не в состоянии совладать будет - баба-рыцарь и признанного силача, раскидывающего целую роту, сможет укатать, и саму роту. И не потому что сильнее или искуснее, а потому что баба (ибо нигде не показано, чем реально та или иная героиня сильнее окружающих - всегда под рукой защитники и помощники, а то и «волшебство»). Реально, весь сериал в таком розовом духе - и остаётся только удивляться, почему если мужские внутриполовые потрахушки показаны ну только что не в подробностях, то с тем же самым у женщин какая-то неловкая напряжёнка.

С другой стороны, демонстрируется, и очень наглядно, что происходит с миром, которым начинает управлять слабый пол (или в котором слабый пол оказывается морально сильнее, гм, сильного). А именно - всё очень быстро скатывается в гражданскую войну. Уж не знаю, замыслил так тов. Мартин или поверх его воли вышло, но мораль получилась нехорошая, мда. Причём интересно, что если мужчины - при всех своих недостатках - всё же показаны в моменты отходчивости, сомнений, регулярно демонстрируют позывы «договориться», как-то всё решить без кровищи и т.п., то с женщинами этого нет. Фемины - что молодухи, что матроны, что злые мегеры, что «тургеневские барышни» - поголовно холодны и безжалостны, на людей смотрят как на пешек (или быстро тому научаются), а все проблемы склонны решать методом «всех убью, одна останусь» (видимо, единственным доступным их пониманию). Я вот сейчас, написав это, попытался вспомнить исключения - и почему-то не вспомнил. Но, с другой стороны, вполне в духе романа («смерть мужикам») - так что, наверное, этого и стоило ожидать.

2. Ещё один момент сериала, тоже довольно характерный для нынешнего господствующего (пока?) дискурса - это то, как там показана аристократия, вообще правящие классы. Я, конечно, не стану представлять дело так, что аристократия во все века и повсюду была исключительно средоточием лучших людей, благородных сердцем, чистых помыслами и кротких поведением. Но «Игра престолов» скатилась в другую крайность: представляет аристократов поголовно и исключительно морально-нравственными уродами, вырожденцами, беспощадными тиранами, а в конечном счёте - людьми, которых не жалко. И не просто «не жалко» - а «так с ними и надо».

И здесь опять-таки «мощный задвиг» - писали и снимали ведь американцы. Это нация, во-первых, изгнанных, маргиналов по своей сути. А во-вторых, это нация изгнанных по историческим меркам довольно поздно, у которой из-за этого не было своего Средневековья. Проще говоря - нет нормальных корней. У такой нации сверхзадача - каждодневно утверждать себя, любой удачный день использовать на полную катушку, именно для того, чтобы создать себе «славные страницы прошлого». А чего у них не было, то можно и нужно представить как незначительное, неважное - и даже сверх того: глубоко непривлекательное, отталкивающее. Оттого Средневековье у американцев раз за разом и выходит таким - сплошная кровь, грязь, дикость, беззаконие и произвол. Ничего красивого, интересного, заслуживающего внимания, интереса и симпатии. Чтобы, видимо, зритель сделал единственно возможные выводы: во-первых, как хорошо, что я не там, а во-вторых, как хорошо, что у нас этого не было, что мы не их тех, у кого в прошлом такое. Т.е. опять-таки каждый кирпичик в фундамент американской самости.

3. Теперь насчёт постоянных кровищи, половой ёбли, «грязные мужики в грязном антураже грязными руками жрут что-то мерзкое» и прочего «настоящего»™. Ну то есть понятно, что это распространённый (и чуть ли не единственный пользуемый в синематографе) современный метод показать «жизнь как она есть, в натуре, без прикрас». Но все пишущие о сериале отмечают, что оных компонентов в нём ну прямо очень уж много - особенно насилия, относительно коего применительно к шестому сезону уже и довольно массовые неудовольствия раздавались. Причём от «настоящих фанатов»™ узнаётся, что относительно книг в фильмах всё это дело «куда более ярко и выпукло».

Тут придётся встать на зыбкую почву и привлечь внимание к корням «отцов» (продюсеров/режиссёров) сериала - тов. Бениоффа и Вайсса. К чему я об этом вспомнил? К тому, что давно уже подмечено - произведения еврейских криэйторов отличаются в одну из первых и главных очередей именно своей подчёркнутой натуралистичностью, особенно повышенным интересом к телесному низу. А также к изображению жестокости поистине звериной. Конечно, те же европейцы в этом плане совсем не ангелы - да и никто не ангел, раз уж на то пошло, жестокость это часть человеческой натуры. Но в их культуре никогда не было зацикленности на зверствах. У еврейских авторов же к этому делу интерес прямо какой-то патологический. Т.е. не просто убийство показать, а чтоб кишки вываливались или конечности отрывались или бошку давили прямо на глаза у безмятежно жующего что-нибудь зрителя. И то же самое с «телесным низом» - коий порой, конечно, играет важную роль в повествовании, но чаще всего присутствует, просто чтобы было, в качестве затычки для провисающей сцены или просто чтобы зрителя «сиськами» потешить - судя по тому, насколько неубедительно снята, скажем, подавляющая часть сцен половой ёбли (иначе демонстрируемое назвать не получатся - никакой романтики и эротики, просто животные страсти и их удовлетворение разной степени успешности).

4. Видимо, чтобы уравновесить «низ», прибегли к элементу фантазийному - драконы, оживление мертвых и прочее сверхъестественное. Это для меня самая надуманная и ненужная часть повествования - от сериала, на момент моего к нему обращения расхваливаемого как редкий пример реализма и выхода за рамки канонов жанра, подобного совсем не ждёшь. Линия «с драконами» и ихней «матерью» вообще чепуха на постном масле, история настолько смехотворная в своей пафосности и неубедительности, что прямо диву даёшься - как такое пропустили и зачем? Прочее смотрится как избитый ход из какой-нибудь мелодрамы или боевика («воскрешение Сноу» или вот этот сюжет с Арьей, которая чудесным образом с распоротым брюхом умудряется сначала забег по городу устроить, а потом в схватке победить - на одной силе духа неимоверной, надо полагать). Да-да, «у шестого сезона нет литературной первоосновы» - и тем хуже для сериала, который и стал именно тем, альтернативой чему вроде бы воспринимался: обычным американским сериалом с бесконечными роялями в кустах, очевидными сюжетными ходами, торопливостью и дешёвым американским морализаторством в духе «не будь плохим, а будь хорошим».

Кстати, это последнее - то, что меня сильно раздражает в американской кинопродукции вообще. Все эти удивительные спецэффекты, колоссальные траты средств и дарований актёров - на что? На копеечные «вечные истины»™ уровня «мойте руки перед едой»? В этом, собственно, главная проблема американской культуры - пусть даже у неё есть какие-то европейские корни, но до настоящих вершин духа она подняться не может, как ни старается. Всё равно получается банальный вестерн - видимо, пик того, что американцы могут предложить миру. Обычная масскультурная жвачка - предсказуемая и пустая, но сделанная на высоком техническом уровне и оттого подаваемая с чрезвычайной претензией.

6. Такой вот получается взгляд телесериала: «прогрессивный»™, американский (во всех смыслах), да ко всему ещё и с еврейской спецификой. Почему странно, что никак не проходит христианская тема - а ведь такая славная возможность в очередной раз потоптаться на «религии, которая столько убивала во имя любви»™! Удивительное упущение - пожалуй, единственная кнопка, на которую в сериале не нажали. Или нажали? Не просматривается ли в истории с «воробьями» аллюзия на ранних христиан? Если так, то тогда окончательное решение их вопроса тоже более чем симптоматично - и прекрасно укладывается в общую картину.

Сюда же стоит добавить и концовку сериала - в которой орда благородных, храбрых и честных «националов» («приятно чернявых» экс-рабов, кочевников и прочего сброда) направляется подчинять землю этих мерзких, гнусных и подлых белых людей. Прямо ну очень перекликается и с событиями современности, и с мечтами поборников «нового мирового порядка» (по сути, современных большевиков), экранизация их чаяний. И пусть не обманывает то, что руководят этой ордой белые - как уже показывалось, против своей королевы-освободительницы бывшие рабы, едва их только что-то не устраивало, оборачивались в момент. Но, может быть, седьмой сезон преподнесёт сюрприз, выломается из прокрустова ложа стереотипов? Маловероятно - однако поживём-увидим!
Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments