Что-то последние записи всё про что-то такое, понимаете ли, серьёзное - надо немного отвлечься. Благо есть на что - оцифровали полный архив главного музыкального журнала САСШ - «Billboard». Я начал там копаться - и начали попадаться всякие заметки про различные дела музыкального свойства в Советском союзе. Удивившись найденному, решил перевести несколько материалов, которые показались особенно любопытными. Их можно найти под катом и там же прочитать. Думаю, попадётся что-нибудь похожее и далее, так что, думаю, эта запись - не последняя.
Советы собираются произвести музыкальные аппараты на 80 мелодий
Размер рынка стран соцлагеря определён в 500 тысяч единиц
Советский Союз планирует выпустить первый коммунистический музыкальный автомат. Как сообщают наши источники в Восточном Берлине, это будет модель с консолью на 80 мелодий. Её предварительное название - «Radocte» (произносится raw-dust), по-русски - «радость».
Аппарат будет производиться только в варианте «high fidelity», хотя обсуждается возможность выпуска ограниченного количества стерео-версий для специализированных заведений - таких, как клубы и дома отдыха.
Рынок за железным занавесом
Источники утверждают, что аппарат нацелен на внутренний рынок стран соцлагеря. Внешним видом он будет напоминать «дипломат» западноберлинского концерна «Wigandt». Последнее вполне вероятно - почти три года назад русские приобрели полную сборочную линию этого предприятия для «испытаний».
Информаторы из Восточного Берлина открыли, что в соцлагере музыкальные аппараты имеют огромный потенциал - отдельные коммунистические эксперты рассчитали, что «начальный» запрос может составить полмиллиона аппаратов.
Никаких сделок
Но рынок можно будет наполнить только произведённым в соцлагере. Тамошние эксперты не видят возможности того, что советские власти санкционируют массовое получение западных автоматов через
международный обмен. Даже сделки на бартерной основе крайне маловероятны. Как объяснил эксперт из Восточного Берлина, «возможно, будут закупаться какие-то компоненты, но лишь до тех пор, пока русские не наладят своё производство. Массированная же закупка исключена. Уловка тут в том, что музыкальный аппарат это как западный автомобиль. Русские любят их и копируют, но соображения престижа не позволят им импортировать машины напрямую или даже разрешить производство по лицензии».
Никите нравится
Источник отметил, что производство коммунистических музыкальных автоматов стало возможным после визита Никиты Хрущёва в США год назад. Во время своей поездки по Америке советский премьер увидел такие аппараты и открыто говорил, как они ему понравились. И если ранее соцлагерь всячески препятствовал распространению западной музыки, то теперь практически все ограничения сняты. «Музыка больше не представляет из себя проблему, - подтвердил источник. - Мы можем играть лучшие мелодии практически каждой страны и не подвергаться за это серьёзной критике».
Царь производства
Как сообщается, продвигает производство советских музыкальных автоматов Б.Ф. Бочаров, эксперт по монетным автоматам из министерства торговли Украинской республики. Ещё до американской одиссеи Хрущёва Бочаров заинтересовал его возможностями автоматизированной торговли в американском стиле (в результате в Советском Союзе принята гигантская долгосрочная программа развития такой торговли, цель которой - довести производство торговых автоматов до нескольких миллионов штук к 1963 году).
Интерес Хрущёва к музыкальным автоматам обусловлен различными факторами и соображениями. По натуре Х. - любитель всевозможных приспособлений и устройств (gadgeteer), ему интересна всякая автоматика; кроме того, он поклонник фолка - русской версии поп-музыки. Однако более важно то, что Хрущёв стремится удовлетворить всёвозрастающий спрос на потребительские товары - масло вместо пушек - и улучшить условия жизни в СССР.
Насколько можно судить, советские социологи и социальные работники поддерживают массовое внедрение музыкальных аппаратов, видя в этом средство борьбы с пьянством и подростковой преступностью. По их мнению, распространение безалкогольных напитков и танцплощадок с музыкальными автоматами позволило бы отвлечь русских от водки, которую те пьют потому что больше нечего делать. Подростковая же преступность, по признанию советских официальных лиц, становится в России такой же проблемой, как и на Западе.
Billboard. 10 октября 1960. Стр. 1, 86.
У музыки красных - светлое будущее на Западе
Д-р Вернер Фогельзанг, глава фирмы «Ariola», убеждён в том, что у советской музыки большое будущее на Западе. Его уверенность основана на опыте продаж его компанией пластинок из СССР и на впечатлениях от недавнего визита в эту страну. По его мнению, постоянное совершенствование творческих и технических характеристик советских записей решительно поспособствует увеличению спроса западной публики на советскую музыку.
Недавняя поездка д-ра Фогельзанга в Советский Союз - его третья за последние годы - была связана с проведением финала третьего ежегодного Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В её ходе бизнесмен провёл встречи с руководством двух государственных организаций - звукозаписывающей фирмы «Мелодия» и внешнеторгового АО «Международная книга».
Спрос на пластинки в Советском Союзе, отметил он, значительно превышает предложение. В настоящее время ежегодные продажи достигают примерно 150 миллионов записей. Исключительное внимание уделяется культурным аспектам производства и продажи дисков. Фогельзанг отметил, что советские звукозаписывающие студии оборудованы самой современной стерео-аппаратурой.
Что касается перспектив возможного расширения продаж западной музыки в СССР, глава «Ariola» считает ситуацию обнадёживающей. Как классическая, так и современная музыка рекламируется и становится известна публике. Причём не только имеет место живой интерес к поп-музыке - записи с Запада сильно повлияли на советский поп, хотя влияние русской народной музыки нельзя недооценивать. Результат, по его мнению, «привлекателен и интересен для западного слушателя».
Фогельзанг не стал вдаваться в детали дальнейшего сотрудничества «Ariola» и «Мелодии». Однако он не сомневается, что советские артисты будут приезжать в Германию и рекламировать свою музыку в этой стране.
Такой энтузиазм бизнесмена имеет особенное значение в свете как беспрецедентной сделки, только что заключённой между фирмой «Capitol» и «Мелодией», так и большого успеха «Ariola», которая, при посредстве «Мелодии», выпустила в СССР серию пластинок с записями классической музыки. Из репертуара «Мелодии» же в Западной Германии вышло около 60 оригинальных советских записей. Это соглашение действует практически на тех же условиях, что у «Мелодии» и «Capitol».
Billboard. 8 октября 1966. Стр. 32.
Мелодия: прогресс очень медленный (Вадим Юрченков)
Начиная с 1974 года советская государственная фирма «Мелодия» установила прочные торговые связи со звукозаписывающими компаниями по всему миру. Несмотря на это, численность изданных по лицензии записей далеко не покрывает запросы публики.
Пластинки по большей части издаются ограниченными тиражами в 10-20 тысяч копий и быстро расходятся. Однако количество пластинок, печатающихся на заводах «Мелодии», определено договорами, заключёнными между компанией и её зарубежными парнёрами. Его ограничивают запасы валюты, которые «Мелодия» может выделить на платежи.
Впрочем, даже в такой обстановке выпуск зарубежных записей жизненно важен для развития местного рынка. Благодаря им русские поклонники музыки могут узнавать о звёздах современной поп- и рок-музыки из Западной Европы и США.
На данный момент «Мелодия» заключила лицензионные соглашения с 15 компаниями: «Hispavox», «EMI», «CBS», «ABC», «United Artists», «Capitol», «Motown», «Polydor», «Ariola Eurodisc», «CWR», «Philips» (Голландия), «Le Chants du Mond», «Polar Music», «Hungaraton» (Венгрия) и «Jugoton» (Югославия).
В свою очередь, «Мелодия» постоянно увеличивает экспорт русского репертуара на мировые рынки - прежде всего записями классической музыки. Её продукцию распространяют «Victor» и «Columbia» (Япония), «United Artists» и «Pickwick International» (Великобритания), + «Hispavox», «EMI», «CBS», «Polydor», «Ariola Eurodisc», «ABC» и «Le Chants du Mond».
Эта последняя сторона деловых операций находится под контролем «Международной книги» - государственной торговой фирмы, которая занимается экспортом советской музыки, книг и записей в 75 различных стран мира.
Недавно «Мелодия» выпустила два альбома азербайджанского пианиста, композитора и дирижёра Вагифа Мустафа-заде и его группы. Эти пластинки - «Мугам» и «Стремление» - рассматриваются в числе самых интересных джазовых записей этого года в СССР. Сам Мустафа-заде получил первый приз на недавнем конкурсе джазовых сочинений в Монако.
Алексей Козлов, ещё один ветеран российского национального джазового движения, выпустил свой первый альбом в жанре джаз-рок с группой «Арсенал». Коллектив, сформированный в 1973 и выступающий на профессиональной сцене с 1976, записал пластинку на рижской студии «Мелодии» в 1977.
Однако на вершине по-прежнему национальная суперзвезда Алла Пугачёва - её последние альбомы бьют рекорды продаж. Двойной альбом «Зеркало души» вышел осенью 1977 и с тех пор переиздавался несколько раз; на данный момент продано более двух миллионов экземпляров. На нём она дебютировала как композитор с мелодиями на стихи Ильи Резника.
В октябре этого года выпущен первый номер амбициозного музыкального журнала фирмы «Мелодия». В нём можно найти статью заместителя министра культуры Виктора Кухарского, а также новости, обзоры пластинок и интервью с французским певцом Джо Дассеном, очень популярным в России сегодня. Это первое музыкальное издание в стране за более чем 60 лет.
Billboard. 27 октября 1979.
Цены на пластинки в России повышаются
Москва - Цены на пластинки в магазинах Советского Союза, практически не менявшиеся на протяжении последних двух десятилетий, повышены в среднем на 50%.
На записи в жанрах современного рока, поп, джаза и лёгкой музыки цены колеблются от примерно 4,50 до 5,50 $. Разница такова в основном из-за различий в качестве обложек. Альбомы классической музыки теперь продаются за примерно 4 $. Изданные по лицензии пластинки стоят 6,20 $, тогда как ранее продавались по 4,15 $.
Так называемые мини-альбомы - фактически макси-синглы из трёх или четырёх песен, на которые на российском рынке особый упор, - теперь стоят 1,85-2,05 $. Разницу в ценах снова определяют качество обложек: некоторые - цветные, а некоторые - чёрно-белые.
Billboard. 2 июля 1983
Советы собираются произвести музыкальные аппараты на 80 мелодий
Размер рынка стран соцлагеря определён в 500 тысяч единиц
Советский Союз планирует выпустить первый коммунистический музыкальный автомат. Как сообщают наши источники в Восточном Берлине, это будет модель с консолью на 80 мелодий. Её предварительное название - «Radocte» (произносится raw-dust), по-русски - «радость».
Аппарат будет производиться только в варианте «high fidelity», хотя обсуждается возможность выпуска ограниченного количества стерео-версий для специализированных заведений - таких, как клубы и дома отдыха.
Рынок за железным занавесом
Источники утверждают, что аппарат нацелен на внутренний рынок стран соцлагеря. Внешним видом он будет напоминать «дипломат» западноберлинского концерна «Wigandt». Последнее вполне вероятно - почти три года назад русские приобрели полную сборочную линию этого предприятия для «испытаний».
Информаторы из Восточного Берлина открыли, что в соцлагере музыкальные аппараты имеют огромный потенциал - отдельные коммунистические эксперты рассчитали, что «начальный» запрос может составить полмиллиона аппаратов.
Никаких сделок
Но рынок можно будет наполнить только произведённым в соцлагере. Тамошние эксперты не видят возможности того, что советские власти санкционируют массовое получение западных автоматов через
международный обмен. Даже сделки на бартерной основе крайне маловероятны. Как объяснил эксперт из Восточного Берлина, «возможно, будут закупаться какие-то компоненты, но лишь до тех пор, пока русские не наладят своё производство. Массированная же закупка исключена. Уловка тут в том, что музыкальный аппарат это как западный автомобиль. Русские любят их и копируют, но соображения престижа не позволят им импортировать машины напрямую или даже разрешить производство по лицензии».
Никите нравится
Источник отметил, что производство коммунистических музыкальных автоматов стало возможным после визита Никиты Хрущёва в США год назад. Во время своей поездки по Америке советский премьер увидел такие аппараты и открыто говорил, как они ему понравились. И если ранее соцлагерь всячески препятствовал распространению западной музыки, то теперь практически все ограничения сняты. «Музыка больше не представляет из себя проблему, - подтвердил источник. - Мы можем играть лучшие мелодии практически каждой страны и не подвергаться за это серьёзной критике».
Царь производства
Как сообщается, продвигает производство советских музыкальных автоматов Б.Ф. Бочаров, эксперт по монетным автоматам из министерства торговли Украинской республики. Ещё до американской одиссеи Хрущёва Бочаров заинтересовал его возможностями автоматизированной торговли в американском стиле (в результате в Советском Союзе принята гигантская долгосрочная программа развития такой торговли, цель которой - довести производство торговых автоматов до нескольких миллионов штук к 1963 году).
Интерес Хрущёва к музыкальным автоматам обусловлен различными факторами и соображениями. По натуре Х. - любитель всевозможных приспособлений и устройств (gadgeteer), ему интересна всякая автоматика; кроме того, он поклонник фолка - русской версии поп-музыки. Однако более важно то, что Хрущёв стремится удовлетворить всёвозрастающий спрос на потребительские товары - масло вместо пушек - и улучшить условия жизни в СССР.
Насколько можно судить, советские социологи и социальные работники поддерживают массовое внедрение музыкальных аппаратов, видя в этом средство борьбы с пьянством и подростковой преступностью. По их мнению, распространение безалкогольных напитков и танцплощадок с музыкальными автоматами позволило бы отвлечь русских от водки, которую те пьют потому что больше нечего делать. Подростковая же преступность, по признанию советских официальных лиц, становится в России такой же проблемой, как и на Западе.
Billboard. 10 октября 1960. Стр. 1, 86.
У музыки красных - светлое будущее на Западе
Д-р Вернер Фогельзанг, глава фирмы «Ariola», убеждён в том, что у советской музыки большое будущее на Западе. Его уверенность основана на опыте продаж его компанией пластинок из СССР и на впечатлениях от недавнего визита в эту страну. По его мнению, постоянное совершенствование творческих и технических характеристик советских записей решительно поспособствует увеличению спроса западной публики на советскую музыку.
Недавняя поездка д-ра Фогельзанга в Советский Союз - его третья за последние годы - была связана с проведением финала третьего ежегодного Международного конкурса имени П.И. Чайковского. В её ходе бизнесмен провёл встречи с руководством двух государственных организаций - звукозаписывающей фирмы «Мелодия» и внешнеторгового АО «Международная книга».
Спрос на пластинки в Советском Союзе, отметил он, значительно превышает предложение. В настоящее время ежегодные продажи достигают примерно 150 миллионов записей. Исключительное внимание уделяется культурным аспектам производства и продажи дисков. Фогельзанг отметил, что советские звукозаписывающие студии оборудованы самой современной стерео-аппаратурой.
Что касается перспектив возможного расширения продаж западной музыки в СССР, глава «Ariola» считает ситуацию обнадёживающей. Как классическая, так и современная музыка рекламируется и становится известна публике. Причём не только имеет место живой интерес к поп-музыке - записи с Запада сильно повлияли на советский поп, хотя влияние русской народной музыки нельзя недооценивать. Результат, по его мнению, «привлекателен и интересен для западного слушателя».
Фогельзанг не стал вдаваться в детали дальнейшего сотрудничества «Ariola» и «Мелодии». Однако он не сомневается, что советские артисты будут приезжать в Германию и рекламировать свою музыку в этой стране.
Такой энтузиазм бизнесмена имеет особенное значение в свете как беспрецедентной сделки, только что заключённой между фирмой «Capitol» и «Мелодией», так и большого успеха «Ariola», которая, при посредстве «Мелодии», выпустила в СССР серию пластинок с записями классической музыки. Из репертуара «Мелодии» же в Западной Германии вышло около 60 оригинальных советских записей. Это соглашение действует практически на тех же условиях, что у «Мелодии» и «Capitol».
Billboard. 8 октября 1966. Стр. 32.
Мелодия: прогресс очень медленный (Вадим Юрченков)
Начиная с 1974 года советская государственная фирма «Мелодия» установила прочные торговые связи со звукозаписывающими компаниями по всему миру. Несмотря на это, численность изданных по лицензии записей далеко не покрывает запросы публики.
Пластинки по большей части издаются ограниченными тиражами в 10-20 тысяч копий и быстро расходятся. Однако количество пластинок, печатающихся на заводах «Мелодии», определено договорами, заключёнными между компанией и её зарубежными парнёрами. Его ограничивают запасы валюты, которые «Мелодия» может выделить на платежи.
Впрочем, даже в такой обстановке выпуск зарубежных записей жизненно важен для развития местного рынка. Благодаря им русские поклонники музыки могут узнавать о звёздах современной поп- и рок-музыки из Западной Европы и США.
На данный момент «Мелодия» заключила лицензионные соглашения с 15 компаниями: «Hispavox», «EMI», «CBS», «ABC», «United Artists», «Capitol», «Motown», «Polydor», «Ariola Eurodisc», «CWR», «Philips» (Голландия), «Le Chants du Mond», «Polar Music», «Hungaraton» (Венгрия) и «Jugoton» (Югославия).
В свою очередь, «Мелодия» постоянно увеличивает экспорт русского репертуара на мировые рынки - прежде всего записями классической музыки. Её продукцию распространяют «Victor» и «Columbia» (Япония), «United Artists» и «Pickwick International» (Великобритания), + «Hispavox», «EMI», «CBS», «Polydor», «Ariola Eurodisc», «ABC» и «Le Chants du Mond».
Эта последняя сторона деловых операций находится под контролем «Международной книги» - государственной торговой фирмы, которая занимается экспортом советской музыки, книг и записей в 75 различных стран мира.
Недавно «Мелодия» выпустила два альбома азербайджанского пианиста, композитора и дирижёра Вагифа Мустафа-заде и его группы. Эти пластинки - «Мугам» и «Стремление» - рассматриваются в числе самых интересных джазовых записей этого года в СССР. Сам Мустафа-заде получил первый приз на недавнем конкурсе джазовых сочинений в Монако.
Алексей Козлов, ещё один ветеран российского национального джазового движения, выпустил свой первый альбом в жанре джаз-рок с группой «Арсенал». Коллектив, сформированный в 1973 и выступающий на профессиональной сцене с 1976, записал пластинку на рижской студии «Мелодии» в 1977.
Однако на вершине по-прежнему национальная суперзвезда Алла Пугачёва - её последние альбомы бьют рекорды продаж. Двойной альбом «Зеркало души» вышел осенью 1977 и с тех пор переиздавался несколько раз; на данный момент продано более двух миллионов экземпляров. На нём она дебютировала как композитор с мелодиями на стихи Ильи Резника.
В октябре этого года выпущен первый номер амбициозного музыкального журнала фирмы «Мелодия». В нём можно найти статью заместителя министра культуры Виктора Кухарского, а также новости, обзоры пластинок и интервью с французским певцом Джо Дассеном, очень популярным в России сегодня. Это первое музыкальное издание в стране за более чем 60 лет.
Billboard. 27 октября 1979.
Цены на пластинки в России повышаются
Москва - Цены на пластинки в магазинах Советского Союза, практически не менявшиеся на протяжении последних двух десятилетий, повышены в среднем на 50%.
На записи в жанрах современного рока, поп, джаза и лёгкой музыки цены колеблются от примерно 4,50 до 5,50 $. Разница такова в основном из-за различий в качестве обложек. Альбомы классической музыки теперь продаются за примерно 4 $. Изданные по лицензии пластинки стоят 6,20 $, тогда как ранее продавались по 4,15 $.
Так называемые мини-альбомы - фактически макси-синглы из трёх или четырёх песен, на которые на российском рынке особый упор, - теперь стоят 1,85-2,05 $. Разницу в ценах снова определяют качество обложек: некоторые - цветные, а некоторые - чёрно-белые.
Billboard. 2 июля 1983