Перво-наперво, пожалуй, надо обозначить, что это на данный момент была лучшая, самая удачная моя экспедиция - буквально по всем параметрам. Такого количества замечательных - умных, весёлых и попросту харизматичных людей, интересных и привлекательных характеров я давненько не встречал (если встречал вообще). В этом плане НАЭ, пожалуй, лучшее событие года на сейчас - отдохнул душой по полной программе, чувствовал себя абсолютно свободным и открытым, делал на публике вещи, которые, вообще-то, для меня совершенно не характерны (плясал, например, - конечно, если то, что я вытворял, можно так назвать :о). Впервые не возникало проблем в общении даже с незнакомыми людьми! Как, надеюсь, и у других со мной - надеюсь, доставил окружающим некоторое количество приятных моментов. Говорят, что в хорошей компании время летит - увы, да, месяц пролетел, будто и не бывало. По возвращении имел место не менее чем двухнедельный морально-психологический отходняк, всё-таки контраст с Москвой уж больно силён оказался.
Конечно, наряду с событиями радостными и позитивными, не обошлось и без ложки дёгтя - встретилось мне в экспедиции и настоящее, концентрированное и дистиллированное человекообразное говно. Пришлось с тем говном и помахаться под занавес пребывания. Я этого не желал и приложил все силы, чтобы избегнуть - но говно, оно такое, без молодечества никак. К моему собственному удивлению (и явному удовольствию дружественных коллег), посрамлённым ушёл агрессор - чем, впрочем, кичиться не могу, ибо, если быть до конца откровенным, произошло это больше по случайности, чем по закономерности. В общем, вот такое неожиданное приключение имело место быть. Что ж, будем глядеть на это философски - может быть, не будь оного, экспедиция оказалась бы слишком уж беспроблемной, где-то даже приторной? Да и опыт, как ни крути, поучительный - некий, весьма приблизительный, конечно, срез общества, в котором живу, очередное напоминание о том, что совсем уж расслабляться и благодушествовать не стоит. Не то чтобы я сильно стремился такой опыт приобрести - но коли уж приобрёл, надо сделать некие выводы. Всё-таки, как гласит поговорка, случайных людей в нашей жизни не бывает, каждый посылается в качестве науки некоей (хотя относительно появления и исчезновения из моей жизни некоторых людей обоего пола я до сих пор во мраке - зачем же они появлялись-то?).
Вообще, интересный феномен состоит в том, что в условиях экспедиции рано или поздно маска с человека слетает и настоящее его отношение становится понятно - так сказать, нутро вылезает. Это ещё один плюс поездки - парой иллюзий относительно иных людей стало меньше :о)
Но, конечно, своеобразная мобилизующая встряска под конец даже укрепляет и усиливает общее положительное впечатление. Заряд энергии получил очень хороший - прежде всего, благодаря физическому труду. Сколько я земли за это время перекидал (отодвинул) - представить страшно! Условия, в которых происходило передвижение, конечно, были непростыми - подъёмы в полшестого утра, жара, полчища мух (некие «великие умы» догадались прямо к августовской жаре вывезти на близлежащие поля удобрения - так потом слетевшихся на бесплатный пир муж травили всей станицей, да так и не дотравили вплоть до нашего отъезда). Но, во многом благодаря моим замечательным коллегам, тяготы переносились очень даже неплохо. Бывали дни, когда время пролетало поистине незаметно - только вроде бы приехал, а уже 9, а там и 11, а после полуденного обеда всего час-полтора лопатой помахать. Бывали, правда, и дни, которые тянулись, тянулись, тянулись - никак заканчиваться не хотели.
Зато вознаграждалось всё поездкой на озеро под инетерсным названием Бутылка - так что выражение «лезть в бутылку» для нашей весёлой оравы приобрело значение, совершенно с общепринятым не соотносящееся. Какое, помню, блаженство было погрузиться в воду в первый свой рабочий день! До того три дня в жаркую погоду не имел возможности помыться (ехал в поезде, например) - можно представить мои ощущения и до, и после :о) Кстати, похоже, именно в НАЭ я и научился плавать окончательно - как минимум, держаться на воде вполне уверенно. Воду, правда, всё равно заглатываю при всяких неожиданных ситуациях - как, например, при прыжках в озеро с крыши грузовичка, в котором мы на раскоп и обратно ездили (было и такое - повторять, правда, желания нет). Но тут уж дело практики, надо думать.
На озере приучился входить в воду достаточно стремительно - ранее, помню, по 5-10 минут, бывало, погрузиться пытался (и не всегда удавалось себя перебороть). А тут некоторая безжалостность к себе появилась - всё равно вымокну, так пусть уж раньше, чем позже :о) Хотя тут, конечно, не только озеро помогло - но и то, что в душевых на базе вода только холодная (или, скажем, прохладная). Тут уж хочешь не хочешь, а приспособишься. Под конец даже стал определённое удовольствие получать. Всё это сильно помогло на море - куда выезжал, правда, не очень часто (по лености), я бы даже сказал, редко, но уж когда выезжал, то наслаждался по полной. Побывал в паре ранее неизведанных мест - не без приключений (однажды шарашили до моря по косогорам часа три по жаре - потом слышал жалобы о том, какой тяжкий в этом плане был день, - но ничего, дошли и насладились чистейшей водой на побережье), но это даже плюс, есть что вспомнить.
Думаю, баланс между работой и отдыхом большую часть экспедиции был вполне оптимальный - и, кстати, установившийся распорядок вызвал большое привыкание. Первую половину дня мечешь землю в разные стороны, потом обед-помывка, потом меня как по расписанию утягивало на поспать - всё планировал часик-полтора поваляться, но не помню, чтобы спал меньше трёх. Говорят, это из-за кислорода - у нас база на возвышенности, там воздух очень чист. А по восстании ото сна уж и дела всякие по базе, общение с коллегами, песни-пляски-выпивашки. Выпивал не то чтобы сильно много, но для меня нормы были заметные - при этом ни разу не случилось похмелья или чего похуже. Не уставал поражаться талантам некоторых моих соработников, которые могли гулять до 2-3 ночи, а потом вставать во сколько я выше указал, ехать на раскоп и там давать дневную норму (иные даже и более того). Вот что значит молодость! (коллеги-то по большей части студенты) Я же ложился, как правило, в 23.00-23.30, чтобы по возможности выспаться. Получалось, правда, крайне редко, особенно в начале экспедиции - но после такого «съехавшего» графика, какой был у меня большую часть года, сие и неудивительно.
Особо в этом плане вспоминается первая неделя работы, коя была по преимуществу «вживанием» в распорядок. В первый рабочий день, помню, хорошенько, с огоньком покидал (плюс меня регулярно вызывали на другие раскопы - похоже, я стал считаться экспертом по передвижению отвалов), но такого энтузиазма неподготовленные мышцы и особенно суставы не вполне поняли и потом два или три дня мне мстили - порой чувствовал себя прямо развалиной. Но потом ничего, постепенно приработался, и это даже интересно - наблюдать за тем, как с каждым днём уходят боль и неприятные ощущения. Кстати, экспедиция сильно способствует обострению именно физических ощущений - а вот моск отдыхал по полной: я, готовясь к отъезду, нагрузился всякими материалами - но уж больно обстановка сложилась неблагоприятствующая :о) В результате ничего и не сделал, по сути - вот сейчас навёрстываю. Ну и ладно.
Вот вспоминаю сейчас - практически всё, что можно было пережить в экспедиции, пережил: от почти абсолютного счастья до физической конфронтации. Разве что не случилось романтического приключения - но это даже и в плюс, повторять сценарий первой экспедиции не желаю ни за какие коврижки. Не обошлось и без остросюжетных приключений - уезжая, едва не опоздали на поезд (выехали по беспечности поздно, а там как по заказу - пробки, авария на полдороги...), на следующий день имели некоторые контры с пассажирами за то, что, якобы, сильно шумим (однако же как не пошуметь на день рождения?), результировавшие в угрозе снять с поезда, а на подъезде к столице пришлось напрячься из-за алкаша, которому в три часа ночи не терпелось нажраться, причём непременно в компании - и именно в промежутке между предпоследней и последней остановками нашего пути назад. Алкаш, кстати, был классический старорежимный - пародировал нашего Брежнего и вёл себя ровно так, как алкашей в совкино изображали Поездка обратно, таким образом, запомнилась не хуже самой экспедиции :о)
Уезжать мне, кстати, не хотелось, я бы ещё недельку поработал - но увы, пришлось. В Москву я не хотел и сейчас не хочу - но надо. Работаю сейчас в РГАСПИ - решил писать монографию по советскому и российскому районированию. Надеюсь, вчерне текст кончу к концу года. Вот, а кто покупает РОССПЭНовские ежегодники «Экономическая история», те, надеюсь, если всё будет хорошо, смогут в очередном выпуске прочесть мою статью, так что вот, похвалился. Из прочих новостей - в РГГУ больше не работаю, только ИРИ - который стоит и ветры перемен не сгибают его и, всем сердцем надеюсь, не согнут.
Короче, всем привет, кто ждал и кто не ждал, теперь, надеюсь, трансляции будут более-менее регулярными. Хотя год такой, активный выдался - потому, может быть, и привлекательность ЖЖшки несколько поувяла... Но не брошу, нет - не пугайтесь и не надейтесь :о)