«Ниночка» - отличный фильм. Он блестяще снят, и всё же, когда я его смотрела в первый раз, почувствовала эмоциональную подавленность, хотя и смогла оценить его техническую сторону. Причина в том, что тема совсем не смешная. Вспомните, как Ниночка возвращается в Россию из Парижа и рассказывает о своей нарядной шляпке. Её соседка по комнате спрашивает: Почему ты её не привезла?» - и Ниночка отвечает: «Мне было бы стыдно носить её здесь». Соседка её понимает: «Она была настолько красива?» Зрители хохочут, а ведь это совсем не смешно. Этот факт красноречиво описывает характерную для России обстановку. Отличный реалистичный штрих, который не может быть поводом для смеха. Более того, я подозреваю, что создатель фильма - антикоммунист, поскольку в идеологическом отношении это антикоммунистический фильм. И всё же заметьте: с помощью юмористической трактовки он заставил вас чувствовать определённую симпатию к происходящему - из-за ощущения, что зло нереально. Ниночка спасается из России, как и три смешных комиссара. И мастерский ход: фильм заканчивается тем, что у одного из них начинается всё больше хлопот из-за двух других. Что делает эта сцена с реальностью зла, которое они призваны символизировать? Она внушает вам: «О, Россия - знаю, это же "Ниночка"». Этакое добродушное порицание. Вас заставляют думать, что такие русские беспутны, а на самом деле они настоящее зло. В этом смысле «Ниночка» - кино, не отвечающее требованиям нравственности.
В художественном отношении «Ниночка» исполнена прекрасно. Но, чтобы получить удовольствие от фильма, вы должны отвлечься (хотя бы на то время, пока он идёт) от его подоплёки. Представим, что сюжет перенесён в нацистскую Германию. Как бы вы отнеслись к фильму, где посмеиваются над концентрационными лагерями, а какой-нибудь добропорядочный надзиратель или палач наконец удирает за границу? Это было бы отнюдь не забавно.
из: Айн Рэнд. Ответы об этике, искусстве, политике и экономике. М., 2012. С. 168-168.