afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Category:

«Жить стало лучше, жить стало веселее» (позднесталинская провинция)

Ну ладно, попраздновали и хватит, назад к тематике ЖЖурнала. Вот пара отрывков о том, как жилось народу в конце 40-х и начале 50-х:
Михня С. История Тверской земли с древнейших времён до наших дней. Тверь, 2008. С. 355-356.

Тверская (Калининская) область в послевоенные десятилетия: Восстановление пострадавших во время войны районов области началось незамедлительно, фактически сразу после их освобождения. В конце 1948 г. действовало уже около 200 предприятий, разрушенных в результате боёв и оккупации... К этому же сроку удалось заново отстроить свыше 60 тыс. жилых домов.

С сельским хозяйством дело обстояло сложнее. Численность населения в деревнях сократилась примерно на треть. Не хватало рабочих рук, техники, удобрений... Оплата труда в колхозах оставалась очень низкой. Сельские жители стремились уехать в город.

После войны идеологический пресс по сравнению с 1930-ми годами несколько ослаб, однако репрессии продолжались. На исходе 1948 г. прошёл очередной пленум Калининского обкома ВКП(б). На нём с разоблачительной речью выступил заместитель председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся М.м. Образцов. Он говорил о недопустимости пребывания в партии тех, кто «справляли религиозно-церковные обряды». Таковых было зафиксировано 11 человек, среди них учителя, агрономы, медработники. Директор Бологовского детдома крестил детей, а в Киверчиском районе учительница по черчению и рисованию занялась подрядом - разрисовкой церкви и икон. В Фировском районе на уроке присутствовал священник, и когда его спросили, зачем он пришёл на урок, объяснил, что как бывший учитель пришёл поинтересоваться, правильно ли методически строится урок и какова постановка антирелигиозных вопросов. «Я думаю, что такие факты должны нас всех заставить задуматься над тем, что, видимо, церковники не дремлют, видимо, проводят большую работу», - заключил оратор.

Наиболее громким стал процесс по делу священника Светозарова, составшийся в 1953 г., уже после смерти Сталина. Управлением МВД по Калининской области была раскрыта «антисоветская организация», которую возглавлял архимандрит Стефан (Леонид Михайлович Светозаров). От высшей меры наказания священнослужителя спас указ от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни». В итоге Светозарова приговорили к 25 годам заключения. Это был последний громкий процесс сталинской эпохи в Калининской области...

Послевоенная жизнь, каким [бы] плодотворным ни был труд по восстановлению хозяйства, оставалась тяжёлой. Настроения людей проявились по время голосования на выборах в Верховный Совет СССР 14 марта 1954 г., а точнее, в анонимных надписях на избирательных бюллетенях. Недовольных, судя по всему, хватало. В Вышнем Волочке какой-то отчаянный избиратель написал: «Жить стало лучше и веселее, а шея стала тоньше и длиннее. Получается это потому, что демобилизованные офицеры по 5-6 месяцев ходят без работы». «Вы все здоровы, а мы сидим без хлеба», сообщали на Ильинском участке Новоторжского района. «Не кормите народ процентами», - призывал в Новопромышленном (ныне Московском) районе Калинина. «Плохая жизнь», - жаловались в Кимрах. « Какие это выборы, когда один кандидат?», - вопрошали также кимряки. А на Черневском избирательном участке Погорельского района инвалид Великой Отечественной войны Сидоров опустил в урну письмо, в котором высказывался довольно смело: «Избирать я не лишён права, но лишён права быть избранным, лишён права на труд, права на брак». Эти и другие народные «наказы» избиравшимся стали предметом серьёзных разбирательств в обкоме. Об этом было сообщено даже в ЦК КПСС.

После ХХ съезда КПСС, состоявшегося в 1956 г. и разоблачившего культ личности Сталина, десятки тысяч жителей области были реабилитированы. Многие - посмертно...

Вечерняя Рязань. 2010. №19. 27 мая.

Что собой представляла Рязанская область до прихода сюда А.Ларионова? Положение дел было здесь таково, что Сталин будто бы назвал нашу область «провальной ямой». И заключил свою оценку предложением: «Послать туда кадрового секретаря»...

Называя Рязанскую область «провальной ямой», И.Сталин имел в виду прежде всего сельскохозяйственное производство области, хотя промышленное производство области было также далеко не блестящим...

В середине апреля 1948 года состоялась IV областная партийная конференция, обсудившая постановление Центрального Комитета партии «О работе Рязанского обкома ВКП(б) в области руководства сельским хозяйством». С отчетным докладом на конференции выступил первый секретарь обкома А. Марфин. Надо отдать ему должное: он резко, я бы даже сказал, беспощадно критиковал районные партийные организации, руководство колхозов и совхозов за серьезные провалы в работе.

«Только за один прошлый год, - говорил в своем докладе А. Марфин, - разбазарено на так называемые колхозные нужды 20100 голов крупного рогатого скота, 42 тыс. овец и 46 тыс. свиней, при этом сдано государству крупного рогатого скота 21000, овец – 13500 и свиней – только 2300 голов». Далее А. Марфин привел такие цифры: в 1947 году пало крупного рогатого скота 5600, овец – 16000, свиней – 7000 голов.

Удручающе низкой была урожайность зерновых культур. Она составляла 3-4 центнера с гектара, а средний надой молока на одну корову в колхозах вплоть до 1953 года не превышал 1000 килограммов.

Когда подходила зима, раскрывали соломенные крыши колхозных построек и кусками полусгнившую солому - на корм скоту. Во многих колхозах коров и телят подвязывали веревками, чтобы не упали. Со свиноферм доносился постоянный истошный визг. То визжали, взывая о помощи, голодные свиньи.

Да что там коровы, телята, свиньи! Людям жилось не лучше... А. Агарев приводит десятки примеров того, как жили люди в конце 40-х, в 50-е и даже в 60-е годы. Горькие, жуткие, рвущие души воспоминания тех, кто пережил эти годы!

Возьмем наугад несколько таких воспоминаний:

Воронина Анастасия Филипповна, 1931 года рождения, село Желанное Шацкого района: «Проучилась в 8-м классе до весны 1946 года и пришлось покинуть школу… Пошла работать в колхоз «Красный луч». Косили, сеяли рожь, пшеницу, турнепс, подсолнухи. Собирали урожай. Помню, приехали в поселок несколько человек и ходили по домам, описывали, какая у кого скотина. Платили тогда непосильные для многих налоги. Отбирали все: молоко, яйца, овечью шерсть, мясо…»

Хламова Мария Владимировна, рабочий поселок Ухолово Скопинского района, 97 лет: «Окончила один класс начальной школы. Все тяжело жили. Голодали. Картошки не было. Работали на износ… Вручную сеяли, косили, молотили, семена на себе из района носили».

Сорокина Евдокия Федоровна, село Максимовка, 1939 года рождения: «От скотины мы ничего не имели. Надо было все государству отдавать. От 10 кур получали по 50 яиц в год, а надо их отдать, от коровы – 200 литров молока. А как их наберешь-то, коровы-то еле ходят, молока не дают. Зарезать на еду тоже нельзя, мясо сдавать надо… Про выходные тогда никто и не слыхал».

Курнухина Мария Степановна, деревня Валово Путятинского района, 1934 года рождения: «Себе никто не смел взять ни единого зернышка, за это наказывали. Одна колхозница, чтобы накормить пятерых маленьких детей, всыпала в карман фартука две горсти зерна, и ее осудили, дали 3 года тюрьмы. Чтобы взять домой хоть немного зерна, надевали лапти попросторнее, ими зачерпывали зерно, так на ногах и приносили домой».
Tags: История, Совдепия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments