afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Проблемы атеистического воспитания

Дорогих товарищей из общества «свидетели СССР» хлебом не корми - дай поныть о том, то «великий, могучий» развалили козни загнивающего Запада. На их беду сохранились советские идеологические издания - из которых криворукость работников агитпропа явствует с неприятной очевидностью. Вот, в журнале ЦК КПСС «Коммунист» за 1982 год нашёл статью, в которой афтары плачутся о проблемах с антирелигиозной работой - одним из ключевых направлений для всякого уважающего себя коммуниста. По прочтении становится понятно, почему режим, в 1982-м казавшийся незыблемым и «навеки, плюс ещё денёк», слился за три года. Предлагаю почитать - хотя предупреждаю насчёт специфической совлексики: тяжеловато. Но зато довольно откровенно и честно.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПОИСКИ И ПРОБЛЕМЫ

В коммунистическом воспитании литературе по научному атеизму принадлежит одно из важных мест. Известно, какое большое значение придавал В.И. Ленин изданию публицистических работ, способных заинтересовать массы «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии» (Полн. собр. соч., т. 45, стр. 27). Одновременно он предупреждал против скучных и сухих пересказов общеизвестных истин, рекомендовал переводить бойкую, живую, талантливую атеистическую литературу прошлого, снабжая ее научными комментариями и показом развития атеистических взглядов.

Ленинские указания актуальны и в наши дни. Опубликованы серьезные исследования, глубокие по содержанию и интересные по форме, в которых рассматриваются вопросы теории и истории атеизма, обобщается практический опыт партийных комитетов и общественных организаций по осуществлению атеистической пропаганды, по внедрению содержащихся в этих исследованиях рекомендаций и мероприятий в комплексные планы атеистического воспитания. Не редкостью являются книги по истории религии, критике религиозной идеологии, религиозно-идеалистической философии, анализу современных религиозно-политических движений, общности интересов верующих и неверующих в борьбе за мир и социальный прогресс.

За последние пять лет только на русском языке вышло свыше 750 книг по научному атеизму. Значительная роль в выпуске атеистической литературы принадлежит Политиздату, направившему читателям более 100 работ. Здесь и произведения классиков марксизма-ленинизма, и учебники, учебные пособия, и разнообразная справочная литература, научная и научно-художественная классика и современные исследования, серия «Библиотека атеиста» для пропагандистов и агитаторов, брошюры, рассчитанные на широкий круг интересующихся вопросами атеизма и религии, в том числе и верующих, и т.д. В числе авторов издательства видные советские ученые — академики Б.М. Кедров, И.В. Петрянов-Соколов, А.М. Прохоров, В.А. Энгельгардт, член-корреспондент АН СССР И.Р. Григулевич и др. Книги этого издательства раскупаются мгновенно.

К числу интересных следует отнести и брошюры серии «Научный атеизм» Всесоюзного общества «Знание». Они пользуются заслуженным признанием среди лекторов и пропагандистов, преподавателей научного атеизма. Высококвалифицированный авторский актив позволяет издательству «Знание» освещать как наиболее актуальные, животрепещущие проблемы теории и практики атеистического воспитания, так и положение религии и церкви в нашей стране и за рубежом. Следует отметить значительное увеличение изданий атеистической литературы в Казахстане, где за пятилетие выпущено более 30 книг и брошюр.

Одновременно приходится с сожалением отметить, что по своей тематике, теоретическому уровню и практической направленности далеко не все атеистические публикации отвечают возросшим духовным запросам читателей. Бросается в глаза и далеко не одинаковое внимание отдельных издательств к выпуску литературы по атеизму. Атеистическая проблематика является пасынком в таких издательствах, как «Детская литература», «Педагогика», «Просвещение». Явно снижено внимание к атеистической литературе в издательствах ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС. Примечательно, что в планах «Молодой гвардии» на 1982 год фактически нет литературы по атеизму. Может быть, следовало пойти по линии издания тематических ежегодников, что делало издательство до недавнего времени, выпуская интересный и пользовавшийся читательским спросом сборник «Мир человека». Фактически свернуло выпуск популярной атеистической литературы и издательство «Наука», которое на протяжении долгих лет вносило серьезный вклад в пропаганду научного атеизма.

Знание и понимание процессов, происходящих в современной религии, немыслимо без серьезной исторической литературы.

Последние годы отмечены несколько повышенным интересом к проблемам первобытных форм религии. Имеются серьезные работы по мифологии древнего мира, а также Австралии и Африки, народов нашей страны. Крупным событием явился выход двухтомного энциклопедического труда «Мифы народов мира». Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на довольно значительное число книг по истории религии, они во многом не отвечают задачам сегодняшнего дня. Существует целый ряд важных в идеологическом отношении проблем, которым наши исследователи уделяют недостаточно внимания. В числе этих проблем следует особо выделить такие, как религиозно-политические движения в прошлом и настоящем, религия в духовной жизни общества.

Нельзя пройти мимо того факта, что в публикации исторических работ не чувствуется целенаправленности, издаются они случайно, не без известного налета архаики. Десятки лет ведется разговор о необходимости научных изданий по истории церкви в России, деятельности монастырей и т.д. Именно эта тема является сегодня предметом разного рода фальсификаций со стороны наших идейных противников. Различные христианские объединения развернули в последнее время активную издательскую и пропагандистскую деятельность в связи с 1000-летием принятия христианства на Руси и 2000-летием христианства. В этой связи очевидна важность марксистского освещения истории христианских и других церквей.

В последние годы опубликованы работы по истории восточных религий: буддизму, ламаизму, индуизму. В их числе книги Г.М. Бонгард-Левина — «Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия» (М., Наука, 1980); Н.Р. Гусевой — «Индуизм. История формирования. Культовая практика» (М., Наука, 1977); Г.Г. Стратанович — «Народные верования населения Индокитая» (М., Наука, 1978); Н.Н. Еектимировой — «Буддийская сангха в независимой Кампучии» (М., Наука, 1981); А.И. Ионовой — «Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции» (М., Наука, 1981) и другие. Несомненна ценность справочной литературы по религии стран Азии и Африки, подготовленной Г.А. Шпажниковым. Однако вряд ли можно согласиться с тем, что в исследовании социальной сущности восточных религий преобладает историческая проб.гематика, а также с отсутствием содержательных книг по нетрадиционным восточным культам, получившим широкое распространение среди различных групп молодежи в странах Западной Европы и Америки. Читатели вправе ожидать и выполненных на высоком научном уровне работ, раскрывающих особенности современных религиозно-политических движений в развивающихся странах, специфику социально-политической и идейной борьбы под знаменем ислама, новые тенденции в деятельности духовенства и верующих, выступающих под религиозными лозунгами.

Если в изучении истории религии и можно отметить некоторые успехи, то об истории атеизма и свободомыслия этого сказать нельзя. Можно назвать лишь работы 3.А. Тажуризиной «Актуальные вопросы истории атеизма» (М., Изд-во Московского университета, 1979), А.Д. Сухова «Атеизм передовых русских мыслителей» (М., «Мысль», 1980), ряд книг Г.М. Лившица. Одним из недостатков работ, посвященных сущности и природе атеизма русских революционных демократов, является слабая связь этих работ с современностью, с борьбой против рецидивов славянофильства, почвенничества и т. д. Бросается в глаза отсутствие фундаментальных исследований возникновения, становления и развития атеистических идей на уровне как теоретического, так и обыденного сознания, отражения их в художественной литературе, изобразительном и прикладном искусстве, естественных и гуманитарных науках, в народном творчестве и социально-политических движениях народных масс. Ощущается недостаток в учебных пособиях по истории атеистических учений.

В многообразии проблем, исследуемых в марксистском атеизме, одной из важнейших является показ атеистического значения научных представлений о мире, человеке и обществе, раскрытие нравственного значения атеизма, его роли в социальном движении и культуре. Иными словами, речь идет о формировании научно-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности, определяющих жизненную позицию личности, ее место в современной борьбе идей. В своем предисловии к книге М. П. Гапочки «Материализм против фидеизма. Ленинские принципы критики фидеизма и современность» (М., Политиздат, 1980) академик П. Н. Федосеев пишет, что «утверждение принципов диалектического материализма, научного мировоззрения происходит сегодня в условиях все более обостряющейся идеологической борьбы на мировой арене. Среди противников научного мировоззрения можно отметить активизацию деятельности религиозно-мистической философии, рекламируемой буржуазными идеологами как целостное мировоззрение, якобы способное конкурировать с диалектическим материализмом. Подобные претензии апологетов антинаучного мировоззрения есть одно из свидетельств глубокого кризиса буржуазной философской мысли».

Действительно, сейчас необходимо несколько иначе взглянуть на проблему соотношения научного и религиозного мировоззрения, науки и религии. Вряд ли оправданно рассматривать эту проблему как простую историческую антитезу: наука всегда выступает против религии, и любое научное знание, научное открытие наносит удар по религии. В современных условиях научно-технической революции проблема соотношения научного и религиозного мировоззрения оказывается значительно сложнее. Церковь сегодня не выступает открыто против науки, наоборот, она все чаще прибегает к ее авторитету, приспосабливая научные достижения к своим догматам. Вот почему не следует сводить критически-атеистический аспект лишь к простому противопоставлению, пусть и самому на первый взгляд выигрышному. Как показывает история, церковники стремятся приспособиться даже к самым неожиданным для них поворотам научной мысли. Богословие сегодня склонно принять упрек со стороны атеизма в том, что на протяжении веков церковь боролась с наукой, не понимала ее исторической роли. Богословы даже сожалеют, что для церкви характерны медленные темпы «развития многосложного процесса выхода христианства из самоизоляции, разрыва с успокаивающим, но безгоризонтным консервативным христианским провинциализмом, освобождения от веками наслоившихся общественных предрассудков и вступления в безбоязненное, объективное восприятие действительности» («Богословские труды». Сборник шестой. М., Издание Московской патриархии, 1971, стр. 171). Задача, следовательно, сложнее. Важно показать непреходящее значение научного мировоззрения для формирования духовного мира личности во всем его богатстве и многообразии, его роль в становлении ценностной ориентации и жизненной позиции. Немало интересных выводов по этой проблематике содержится в работах М.П. Гапочки, В.И. Гараджи, И.Г. Иванова, А.С. Онищенко, В.А. Сапрыкина, В.И. Шинкарука.

Различными издательствами выпущен ряд работ, непосредственно адресованных учителю, старшекласснику. К сожалению, многим из них свойственны сухость в изложении материала, использование избитых примеров, слабая оснащенность методическими рекомендациями.

К числу сложных и актуальных проблем формирования научно-материалистического мировоззрения следует отнести неоднократно поднимавшийся в нашей литературе вопрос о суевериях. Не вдаваясь в анализ различных позиций по этому вопросу, хотелось бы обратить внимание на несомненную связь распространения суеверных представлений с мировоззренческим индифферентизмом и непоследовательностью. Вера в различного рода приметы, талисманы, астрологию и телекинез нередко сопровождается идейной неразборчивостью, особенно у молодежи. Вот почему показ причин возникновения, распространения и длительного сохранения в традициях и привычках суеверий имеет важное воспитательное значение. Однако книг по этой проблематике выходит чрезвычайно мало. Работы Л.И. Ибраева «Сквозь лики мира. Критика философских оснований мистицизма» (М., «Молодая гвардия», 1979) и Е.И. Парнова «Боги лотоса» (М., Политиздат, 1980), а также некоторые другие еще не решают этой проблемы.

Знание современной религии и религиозности, понимание происходящих в них процессов в значительной степени зависят от того, насколько всесторонне мы изучили особенности современного религиозного воздействия на человека, насколько полно учитываем своеобразие различных типов людей, на которых оказывается это воздействие. В предшествующее пятилетие были проведены многочисленные социологические исследования религиозности, что позволило выработать эффективные способы атеистического воздействия.

Были опубликованы серьезные работы, в которых содержится основательный социологический анализ религиозности в условиях социализма: книга И.Н. Яблокова «Социология религии» (М., «Мысль», 1979), исследование В.Д. Кобецкого «Социологическое изучение религиозности и атеизма» (Л., Изд-во Ленинградского университета, 1978) и многие другие. Они представляют значительный вклад именно в глубинное изучение происходящих процессов. Тем не менее социологическим исследованиям продолжает недоставать практических выводов и рекомендаций, четких и конкретных предложений по внедрению полученных выводов в практику атеистической пропаганды, в совершенствование учебного процесса в вузах, средних специальных учебных заведениях, в университетах культуры, в трудовых коллективах и по месту жительства. Тот же упрек можно отнести и к работам по психологии современного верующего.

Одним из важных направлений атеистической работы является исследование проблем взаимодействия религии и искусства, религии и духовной культуры. Эти проблемы рассматриваются в ряде монографий, в том числе Е.Г. Яковлева — «Искусство и мировые религии (Система искусств в структуре мировых религий)» (М., «Высшая школа», 1977), Д.М. Угриновича «Противоречия религиозного искусства» (М., Знание, 1976). Однако в подготовке подобных изданий еще незаметна роль научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами культуры, издательств, творческих союзов. В то же время стало модным в публицистике и художественной литературе изображать первые годы Советской власти как время пренебрежительного отношения к памятникам культуры, в том числе и церковной, ее тотального уничтожения. Проблема отношения к культурному наследию прошлого стала одним из средств реализации богоискательских идей, фальсификации русской истории, а нередко и простого воспроизводства богословских и других идеалистических концепций.

Обращает на себя внимание и то, что многие мастера художественного слова перестали обращаться к атеистической проблематике. Еще в 60-х годах Политиздат выпустил ряд интересных сборников, составленных из произведений выдающихся русских, советских и зарубежных писателей: М. Горького, В. Короленко, Т. Драйзера, Д. Голсуорси, О. Бальзака и др. Однако эта инициатива другими издательствами не была подхвачена.
Известно, что религия в ходе своего исторического развития с наибольшей полнотой проникла в сферу быта и именно здесь у нее до сих пор сохраняются сильные позиции. И сегодня религия в социалистическом обществе чаще всего предстает как бытовая религиозность, как выполнение религиозных обрядов и следование определенным традициям в быту. Соответственно встает вопрос о необходимости вытеснения религии из данной сферы ее существования, создания и популяризации новой, социалистической системы праздников и обрядов. На это обращается внимание в ряде партийных документов.

В последние годы работа в этом плане заметно активизировалась. Проведено два всесоюзных совещания, посвященных проблемам формирования социалистической обрядности, стало заметно больше выходить соответствующей литературы.

В отличие от предыдущих лет процесс формирования социалистической обрядности предстает не как простое вытеснение религиозной обрядности, а шире, в рамках объективного процесса имманентного развития нового общества, как одна из закономерностей становления социалистического образа жизни, человека коммунистического типа. В основе этого процесса должно быть знание народных традиций и обычаев, освобождение из-под религиозной шелухи тех позитивных моментов нравственной жизни человека, истории его семейных и бытовых отношений, которые составляют непреходящую ценность. Вот почему не случаен возросший интерес к народным обычаям, народному календарю, к тем праздникам и обрядам, которые на протяжении долгих веков сопровождали человеческую жизнь. Издание ряда фундаментальных работ, посвященных календарным праздникам, предпринятое Институтом этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР и другими научными центрами на материалах исследования жизни народов нашей страны, зарубежных стран, нельзя не приветствовать и не отметить как позитивный шаг в разработке этой важной проблемы (см., например, «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX — начало XX в.». Кн. I—III. М., Наука, 1973—1978; А.И. Мазаев. «Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования». М., Наука, 1978; «Праздники, обряды, традиции», 2-е изд. М., Молодая гвардия, 1979; «Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения». М., Наука, 1980; «Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана». М., Наука, 1978; И.В. Суханов. «Обычаи, традиции и преемственность поколений». М., Политиздат, 1976, и др.).

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что содержание массовой, популярной литературы, обращенной к организаторам обрядовых служб, к молодежи, верующим, пока еще отстает от современных требований. Слабо освещается опыт создания советской обрядности; в постановке этих вопросов много декларативного, случайного, исключительного. И хотя сегодня уже не рекомендуется проведение комсомольских свадеб на манер купеческих, а в религиозном обряде крещения не усматривают исключительно нарушение санитарно-гигиенических норм, тем не менее, аргументированность критики религиозных служб, а также практические рекомендации и советы по проведению новых обрядов остаются общим слабым местом.
Ведущая роль в разработке проблем социалистической обрядности, очевидно, принадлежит исследователям, государственным и общественным учреждениям Украины. Именно здесь возникла первая в нашей стране Комиссия по советским традициям, праздникам и обрядам при Совете Министров Украинской ССР. Украинские товарищи выступили инициаторами проведения всесоюзных конференций, посвященных этим вопросам, систематически организуют республиканские и областные семинары. В республике создана стройная, а главное, реально действующая система подготовки соответствующих кадров. Именно украинскими товарищами проведен ряд серьезных исследований по советской обрядности, выпущены работы, обобщающие опыт их организации. Среди них можно назвать работу Н.М. Заковича «Советская обрядность и духовная культура» (К., «Наукова думка», 1980), Ю.Н. Ельченко — «Новому человеку — новые обряды» (М., Политиздат, 1976), В.Е. Острожинского — «Обрядность в нашей жизни» (М., Политиздат, 1980), «Социалистическая обрядность и формирование нового человека» (Киев, Политиздат Украины, 1979).

Московское издательство политической литературы выпустило в 1977 году большую, красочно оформленную монографию «Наши праздники (советские, общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы)». Эта книга была хорошо встречена специалистами и читателями. В ней зафиксирован богатый опыт серьезной работы в области обрядотворчества, которая проводилась в последние десятилетия. Думается, что сейчас встает вопрос именно о широком внедрении тех обрядов, которые получили народную поддержку, стали естественным явлением общественной жизни. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на небольшую работу, которая называется «Программа курса подготовки исполнителей обрядов» (Киев, 1979). Книга эта полезна, потому что многие организаторы, обрядов, советские органы, призванные руководить этим делом, зачастую действуют еще стихийно, кустарно, допуская ряд таких ошибок, которые уже давно преодолены в практике.

Религия занимает все более значительное место в современной политике империалистических государств. Можно было бы отметить ряд ценных и полезных брошюр на эту тему М.В. Андреева, А.В. Белова, Л.Н. Великовича, Н.С. Гордиевко, Н.А. Ковальского и др. Однако нельзя не обратить внимания на отсутствие фундаментального исследования процесса превращения религии в важный фактор мировой политики.

Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС подготовил и издал два интересных труда: «Религия и церковь в современную эпоху» (М., «Мысль», 1976) и «Религия и церковь в капиталистических странах» (М., «Мысль», 1977), в которых содержится глубокий и многосторонний анализ социальной роли религии в современном мире. Однако в них недостаточно глубоко раскрывается связь религии с политикой, роль религии в оформлении политических доктрин современного империализма.

Актуален сегодня вопрос о необходимости конкретного подхода к освещению, роли религиозных организаций в тех или иных странах, в связи с особенностями и спецификой социально-политической ситуации в них. Вспоминается интересная книга И.Р. Григулевича ««Мятежная» церковь в Латинской Америке», в которой содержался подробный, дифференцированный анализ роли религии как в отдельных странах Латинской Америки, так и в целом на континенте. Последние годы не отмечены изданием работ подобного рода. Единицами насчитываются работы, в которых анализируется внедрение религии в сферу деятельности общественных движений и организаций (профсоюзных, женских, молодежных и т.д.), буржуазных средств массовой информации.

Теме клерикального антикоммунизма, фальсификации положения религии и церкви в социалистическом обществе посвящено значительное число книг, брошюр, анализ которых показывает, что абсолютное большинство из них ориентировано на пропагандистов, лекторов, но не верующих, не на такую подачу материала, которая открыла бы им глаза на далеко идущие планы наших идеологических противников, разоблачила наиболее типичные приемы деятельности западных пропагандистских антисоветских центров. К сожалению, и в политиздатовском ежегоднике «Аргументы» также преобладают «тяжелые» материалы, адресованные больше специалистам, чем массовому, особенно верующему читателю.

Сейчас обращено внимание на необходимость перевода лучшей зарубежной литературы по вопросам атеизма и критики религии на русский язык. Так, опубликованы работы ученых социалистических стран А. Тэнасе, П. Берара, 3. Косидовского, книги западных марксистов А. Донини, Р. Штайгервальда. Как бы восполняя недостаток литературы по исламу, в последнее время появились работы Ф. Роузентала и У. Уотта, но и они не решают проблемы, о которой уже говорилось выше. В 1980 году был издан в новом переводе классический фундаментальный труд по исследованию магии известного английского религиоведа Д. Фрэзера «Золотая ветвь. Исследование магии и религии». Хотелось бы, чтобы в руках пропагандистов оказались и труды Э. Тэйлора, Л.Я. Штернберга, Н.М. Никольского и других. Отметим также первое издание на русском языке в серии «Философское наследие» (издательство «Мысль») двух томов «Философии религии» Гегеля, ставшее крупным культурным событием.

Вышел ряд совместных исследований ученых социалистических стран: советско-польский труд «Католицизм-77», советско-болгарский — «Гуманизм, атеизм, религия», книга ученых СССР и ГДР «Религия в век научно-технической революции», «Атеистическое воспитание студенческой молодежи. Сборник трудов ученых социалистических стран» и другие. Залог успеха атеистического воспитания — в тесном единстве с другими формами воспитательной работы, в комплексном, системном подходе к процессу преодоления религиозного влияния. Ведущая роль в нем принадлежит партийным комитетам. К сожалению, издание методической литературы им в помощь резко отстает от потребностей времени. Стали библиографической редкостью такие книги, как справочник для партийного актива и организаторов атеистической работы «О научном атеизме и атеистическом воспитании», «Партийная организация и атеистическое воспитание», которые служили, да еще и сейчас служат хорошим ориентиром для партийных комитетов. Их переиздание в ближайшее время не планируется, а необходимость имеется. Нет систематического и целенаправленного издания литературы для сети партийного просвещения и народных университетов атеизма.

В обращенных к пропагандистам научного атеизма брошюрах преобладают общие места, кочующие из работы в работу примеры и цитаты, но мало действительного знания жизни. Уже сами названия нередко не настраивают пропагандиста на обращение к этим работам. Так, более половины посвященных атеистическому воспитанию молодежи брошюр называется «Атеистическое воспитание…», а далее следует или наименование категории молодежи, или спасительное «и». Пожалуй, лишь Политиздат выпускает интересную и тематически разнообразную серию «Библиотека атеиста», в которой дается живой опыт атеистического воспитания. И не связаны ли успех этой серии, ее большие тиражи с тем, что авторами выступают партийные работники, хорошо знающие реальное положение дел? Думается, что на этот путь должны стать и другие издательства.

Можно назвать целые направления атеистического воспитания, по которым фактически нет литературы. Это, скажем, индивидуальная работа с верующими, особенности атеистического воспитания среди пенсионеров (кстати, самой массовой верующей аудитории), атеистическое воспитание по месту жительства и т. д. Годами они остаются вне поля зрения издательств. Планы издательств формируются по принципу «что предложит автор». Необходимо коренным образом изменить сложившийся порядок вещей, когда издания атеистической литературы являются или уделом энтузиастов, или необходимым минимумом в общей издательской номенклатуре.

Говоря о проблемах качества современных атеистических изданий, нельзя пройти мимо того, что если в последние годы заметен успех в области теоретического осмысления проблем атеизма и религии, выпуска фундаментальных работ по проблемам научного атеизма, то в области создания популярной литературы, обращенной к массовому читателю, достижения более чем скромны. Сложился стереотип, согласно которому массово-атеистическая литература — это литература, обращенная к такому читателю (в том числе и верующему), который обладает низким уровнем образования, небольшим социальным и культурным кругозором. В результате она нередко страдает упрощенчеством, а порой и вульгаризацией. И это тогда, когда произошли существенные изменения в социальном облике и атеиста и верующего, в его образовательном и культурном уровне.

В популярной, массовой литературе нуждается не только верующий и, может быть, даже не столько он, сколько тот, кто выбирает свой жизненный путь, кто оказался в сложной социальной и нравственной ситуации. Такие люди имеют, как правило, неполное среднее и среднее образование. К ним следует обратиться с новой популярной книжкой, учитывающей, этот возросший уровень социальной зрелости и образованности. Не случайно в докладе товарища Л.И. Брежнева на XXVI съезде партии обращалось внимание на то, что «советский человек — это образованный, культурный человек. И когда с ним начинают говорить бездумным, казенным языком, отделываются общими фразами вместо конкретной связи с жизнью, с реальными фактами, он просто выключает телевизор или радио, откладывает в сторону газету». Думается, что нашим издательским работникам и широкому авторскому активу следует учитывать именно такого адресата массовой атеистической литературы и соответственно подумать об иных формах обращения к нему.

Обозревая атеистические издания, нельзя не сказать о том, что у нас не решен вопрос с рецензированием в прессе этой литературы. Редакции журнала «Наука и религия» следует восстановить критико-библиографический отдел. Где, как не в этом журнале, читатель должен находить компетентные обзоры и рецензии на выходящую атеистическую литературу?

Остро стоит вопрос о привлечении к написанию атеистической литературы крупных ученых-естественников, обществоведов, знатных людей страны. В последние годы все реже стали встречаться их имена на титульных листах книг и брошюр. К плодотворному поиску в этом плане следует отнести издание книги «Я — атеист» (М., Политиздат, 1980). Она представляет собой собранные воедино 25 интервью со знатными людьми страны, отвечающими на вопрос: что привело их к материалистическому мировоззрению, что сделало их атеистами? Среди тех, кто ответил на него,— крупные ученые и известные военачальники, писатели, артисты, рабочие, колхозники. Атеистические взгляды у каждого формируются по-своему. Но есть и общие факторы, оказывающие влияние на духовный мир человека. Они и раскрываются в ответах людей, повествующих о своей жизни, своих делах. «Жизнь наша, труд наш сделали нас атеистами», — как бы суммирует эту общность пути Герой Социалистического Труда Михаил Довжий, один из тех, кому довелось поднимать целину.

Нельзя не сказать и о публикуемых издательством «Мысль» сборниках «Вопросы научного атеизма». В последнее время они значительно расширили свою читательскую аудиторию. Издание подписное, и тот факт, что его тираж вырос на 30-35 процентов за пятилетие, — показательный симптом. Не последнюю роль сыграл в этом переход к изданию преимущественно тематических выпусков. Большой интерес у читателей вызвали 20-й выпуск — «Актуальные проблемы истории атеизма и религии» (1976), в котором выступили академики Е.М. Жуков, А.П. Окладников, Б.Б. Пиотровский, члены-корреспонденты АН СССР И.Р. Григулевич, В.И. Рутенбург и другие известные советские ученые; 21-й выпуск — «Атеизм и религия в условиях социалистического общества» (1977); 25-й выпуск — «Атеизм, религия, церковь в истории СССР» (1980); 28-й выпуск, посвященный актуальным проблемам критики современного католицизма и вопросам атеистического воспитания (1981) и др. У издания четкий адресат: организаторы атеистической работы, преподаватели вузов, научные работники, пропагандисты и лекторы по научному атеизму.

За последние годы осуществлен положительный качественный скачок в издании атеистической литературы: глубже стала исследовательская база, шире круг проблем, красочнее и привлекательнее полиграфические формы. Но наряду с этим нельзя не отметить давления штампов прошлого, сложившихся стереотипов, отсутствия книг по целому ряду актуальных направлений.

Атеистическая литература — сложный участок издательской деятельности. Не проста ее читательская аудитория. Тем более важные задачи стоят перед издательствами и авторским активом, задачи, неотъемлемые от общего партийного дела — мировоззренческого воспитания трудящихся.

М. НОВИКОВ, доктор философских наук, профессор
Ю. ПИЩИК, кандидат философских наук
Tags: История, Совдепия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →