Источник: «Ровесник»
Автор: записал С. Кастальский
Дата: 1988 год
Ли Керслейк, долгие годы бессменный член «Юрайя Хип», барабанщик первой десятки в «табели о рангах» рок-музыки...
Вы спрашиваете меня, что я знаю, думаю о ваших группах. Я не могу сказать, что знаю многие, но некоторые слышал. Как гость, я должен был бы восхищаться вашими группами, но, думаю, правда, пусть даже неприятная, все-таки лучше: в том, что я слышал, рок-музыки, простите, не было. У звукооператоров существует такое понятие – «сводимость», это точное соответствие партий инструментов ритм-секции, то есть ударных и бас-гитары. Чем оно выше, чем выше уровень сводимости, тем проще продюсеру и звукооператору добиться на пластинке качественного звучания. Если вы записываете студийную пластинку, возможна «игра» с наложением, многократная перезапись, но когда записывается концерт, спасти фонограмму может только профессионализм музыкантов. Так вот: отсутствием сводимости страдают даже студийные записи ваших групп, а на концерте…
Я посмотрел и послушал, как работает барабанщик сопровождавшей нас группы. У него «в работе» лишь малая часть ударной установки! Почему? Извините, но это выглядит как любительство.
На мой взгляд, ваша проблема – именно в отсутствии конкуренции. Конечно, хорошо, что ваши группы, пробившиеся в систему государственных концертных организаций, обеспечены и работой, и заработком, и публика у них всегда есть – рок-музыка популярна, слушатели всегда найдутся. Но эта обеспеченность – аудиторией, довольно стабильным заработком – мешает двигаться вперед. Должна быть конкуренция между группами – за симпатии публики. И, простите, даже неуверенность в завтрашнем дне: а будет ли тебя завтра принимать публика?
Продолжать? Пожалуйста: каково содержание музыки этих групп? Все это – «третий или четвертый эшелон» стилей, возникший у нас, - кто-то играет лучше, кто-то чуть хуже, но все это уже было, было давно! Вы говорите «советский рок», но почему же советский? Хард-рок, «новая волна», «металл» и т.д. возникли не в вашей стране. Вы поете по-русски, верно, но в музыкальной культуре – а рок, согласитесь, прежде всего музыка – важны собственные музыкальные идеи.
Можно ли найти выход? Конечно. Для этого тоже нужна конкуренция, но на международном уровне. Мне кажется, вашим музыкантам надо чаще выезжать в признанные столицы рок-музыки – Лондон, Нью-Йорк – и соревноваться с нашими группами, конкурировать с ними по-настоящему, без скидок. Тем более что наша публика и критика очень жесткие, а ведь интерес к вам, у молодых – к вашей музыке, сейчас очень высокий. Вот и предъявляйте свой класс – советский, если вы хотите, чтобы к вашему року относились не просто с таким, знаете ли, любопытством: «Ах, русский рок?»
А споры на тему «нужна ли рок-музыка и что это такое», по моему, уже много лет как завершены – она нужна, она развивается, и вопрос только в качестве, как у всякой другой музыки.