Постановление ЦК и СМ о мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР (20 января 1960)
Строительство новых медицинских учреждений ведётся медленно. В некоторых республиках не выполняется план строительства лечебно-профилактических учреждений. В ряде союзных республик не уделяется должного внимания строительству и реконструкции предприятий медицинской промышленности и своевременному вводу в действие новых производственных мощностей...
ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали ЦК компартий, Советы Министров союзных республик, обл(край)исполкомы… направлять капитальные вложения, выделяемые на развитие здравоохранения, главным образом на строительство больниц, поликлиник, родильных домов, с тем чтобы улучшить прежде всего госпитализацию больных туберкулёзом, раком, психических больных, а также рожениц и детей раннего возраста.
Постановление президиума ВЦСПС об усилении общественного контроля профсоюзом за капитальных строительством и выполнением планов ввода в действие производственных мощностей (8 апреля 1960)
…президиум ВЦСПС считает, что имеющиеся значительные резервы для повышения темпов строительства используются недостаточно. В ряде случаев проектные организации с большим опозданием обеспечивают стройки проектно-технической документацией, лишая их тем самым возможности своевременно заказывать оборудование и материалы. На многих предприятиях машиностроения заводские и цеховые комитеты не обеспечили постоянного общественного контроля за своевременностью поставки оборудования пусковым объектам. Многие советы и комитеты профсоюзов не вникают в практику распределения капиталовложений, мирятся с фактами, когда пусковые объекты неполностью обеспечиваются ассигнованиями.
Советы, а также центральные и областные комитеты профсоюзов не сосредоточили внимания на особо важных стройках, выделенных государственным планом 1960 года, не проявляют заботы об активизации общественного контроля за ходом строительства, правильностью использования средств капиталовложений, применением на строительстве машин и механизмов, слабо добиваются внедрения передовой технологии производства строительных работ, досрочного ввода в действие производственных мощностей.
Некоторые республиканские, областные советы и комитеты профсоюзов не анализируют хода капитального строительства в своих областях и республиках, часто выпускают из поля зрения выполнение планов школьного и коммунального строительства, сооружение новых медицинских и детских учреждений, не прикрепляют к этим стройкам представителей профсоюзных организаций промышленных предприятий для осуществления систематического общественного контроля и содействия быстрейшему завершению строительных работ.
Слабо ведется в ряде областей и районов работа по распространению опыта передовых строительных организаций, новаторов строительного дела, достижений передовиков соревнования, бригад и ударников коммунистического труда в строительстве.
Надо сказать, что хрущёвский экономический бум оказался очень кратковременным, уже в начале 60-х начались торможение и быстрый спад, что, конечно же, сказалось и на строительной сфере. Взять хотя бы жилищное строительство – после резкого рывка в 1957-м темпы прироста каждый год падали, а в 1960-м имел место натуральный обвал, причём как по темпам, так и относительно утверждённых планов. В цифрах это выглядело так [2, c. 186]:
год | данные ЦСУ | прирост по годам |
1956 | 29,5 | - |
1957 | 38,5 | 9 |
1958 | 46,7 | 8,2 |
1959 | 53,5 | 6,8 |
1960 | 55,8 | 2,3 |
Начиная с 1961 сокращаются капитальные вложения в жилищное строительство, достигшие пика годом ранее (тогда по сравнению с 1953-м они увеличились почти в 2,5 раза): если в 1951-55 они составили 19,6% от всех капвложений в «народное хозяйство», а в 1956-60 – 23,2%, то в 1961-65 – лишь 18,3%. Аналогично и по строительной индустрии: 2,9%, 3% и 2,7% (по тем же периодам) [10, c. 117]. Ежегодник БСЭ 1962 сдержанно пишет об итогах предыдущего года: «Подрядные организации увеличили объём строительно-монтажных работ на 7%, однако план подрядных работ недовыполнен» [4, с. 78]. Производительность труда в отрасли выросла лишь на 3% – по сравнению с 11% в 1955-м [9, с. 143]. среднегодовые же темпы её прироста упали с 8,3% в 1951-55 до 5,2% в 1961-65 [11, c. 30].
Немецкий историк Эрик Кулевиг так характеризует положение в жилищном строительстве в тот период [5, с. 56-57]:
Проверка квартирного вопроса в 1961 г. показала, что в одной Москве более трех миллионов людей живут в очень бедных условиях: ютятся в переполненных подвалах, ветхих бараках, заброшенных заводских корпусах, на чердаках и в так называемых общежитиях. В среднем жилплощадь на каждого проживающего составляла около 2 кв. м (РГАНИ, ф. 6, д. 1.742). Другой отчет свидетельствует, что план жилищного строительства в 1960 г. был недовыполнен на 354000 кв. м. Это означало, что 13 629 семей, или 49443 граждан, годами стоявших в очереди, ожидая обещанное не позже 1960 г. жилье, были обмануты. В 1959-1960 гг. в Москве построили квартиры для 227.500 семей, но лишь 22,3% тех, кто получил жилье, стояли в очереди. Дело в том, что большая часть строящихся домов была зарезервирована для министерств, предприятий и учреждений, отдававших приоритет в получении квартир своим сотрудникам, прежде всего высокопоставленным. В распределении квартир и стройматериалов наблюдалось вопиющее социальное неравенство. Наиболее бедствующие 70% населения составляли трудящиеся, но им доставалось лишь 30% новых квартир, в то время как остальные 30% населения получали 70% жилья. Для служащих Госплана и других правительственных комитетов и министерств было построено намного больше квартир, чем для рабочих московских предприятий. В 1960 г. 6000 человек первой из упомянутых групп получили 42 000 кв.м жилплощади, тогда как 56.000 рабочих довольствовались только 27.000 кв.м (РГАНИ, ф. 6, оп. 6, плёнка 1.981, д. 1,742). Интересно отметить, что рай- и горисполкомы, в компетенцию которых входило распределение новых квартир и которым еще в 1954 г. было дано указание заботиться первым делом о наиболее бедствующих, попали под власть министерств и предприятий и оказались не в силах бороться с несправедливым предоставлением жилья (постановление 12/5-1954 «О порядке распределения жилой площади в г. Москве»).
Попытки властей решить квартирный вопрос натолкнулись на ряд организационно-экономических неудач, свойственных плановой экономике. Не только сам план редко выполнялся, но и в целом дела обстояли хуже, чем казалось на первый взгляд. Очень часто цифры плана при ближайшем рассмотрении не выдерживали критики. Цель плана, поставленная строительным организациям, выражалась в количестве рублей, потраченных на приобретение стройматериалов. Однако то, что указанная сумма была израсходована, вовсе не значило, что дома готовы к заселению. Госкомстрой дает многочисленные примеры, когда строительные организации намеренно платили за материалы завышенную цену, чтобы как можно быстрее выполнить план. Таким образом, недовыполнение плана по строительству было на самом деле больше, чем показывают официальные цифры.
В своей интереснейшей книге «Народный протест в хрущёвскую эпоху» Кулевиг отдельно разбирает многочисленные жалобы граждан на последствия жилищной политики (отказы в расселении жителей пришедшего в негодность жилья, игнорирование обращений местными органами власти, предоставление ими жилья в обход очереди и пр.), отмечая резкий рост количества жалоб (как одиночных, так и коллективных) с конца 50-х – этого рода обращения уверенно держали первое место среди волновавших население вопросов. Но, конечно, работа с обращениями граждан была поставлена из рук вон плохо и усиливавшийся их поток практически не находил разрешения – к особо же упорным применялись меры репрессивного воздействия (например, перемещение в конец очереди).
К этому можно добавить результаты первых советских соцопросов, проведённых осенью 1960-го Институтом общественного мнения газеты «Комсомольская правда». В них расширение жилищного строительства и сети дошкольных учреждений в качестве первоочередной проблемы определелили 72,1% опрошенных. В то же время повышение жизненного уровня в связи с улучшением жилищных условий отметили лишь 11,2% [10, c. 101].
Однако, как назло, на протяжении первой половины 60-х темпы строительства продолжали падать: если в 1956-60 было введено в эксплуатацию 280,5 млн. кв. м жилья, то за 1961-65 – 279,6 млн. [6]. Невесёлая картина складывалась и в целом по отрасли – если в 1958 незавершённое строительство в государственных и кооперативных предприятиях и организациях оценивалось в 17,5 млрд. руб., то к 1964-му цифра выросла до 27,1 млрд. [2, с. 201]. Освоение производственных мощностей в цементной промышленности шло медленно, затягиваясь до пяти лет. Конечно же, так и не были преодолены основные проблемы строительства, отмечавшиеся в 50-е, – они носили застойный характер, консервируясь не поддающейся реформированию сталинской системой. Нельзя сказать, что власть обходила отрасль своим вниманием – наоборот, в первой половине 60-х решения властных структур, направленные на стимулирование её развития, появлялись регулярно. Однако значительную часть их объёма по-прежнему составляли горестные констатации, часть из которых будто по трафарету кочевала из одного документа в другой вот уже сколько лет:
Постановление ЦК и СМ о мерах по более эффективному использованию капитальных вложений и усилению контроля за вводом в действие строящихся предприятий (7 октября 1961)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в капитальном строительстве за последние годы достигнуты значительные успехи… Однако в планировании и организации капитального строительства ещё имеются очень большие недостатки. В настоящее время наиболее крупным недостатком является распыление капитальных вложений и материальных ресурсов по многим стройкам и объектам. Госплан СССР, советы министров и Госпланы союзных республик, совнархозы, министерства и ведомства СССР неудовлетворительно увязывают планы капитального строительства и задания по вводу в действие производственных мощностей с планами материально-технического снабжения и, особенно, с планами производства и поставки оборудования. В результате одновременно строится объектов гораздо больше, чем может быть своевременно обеспечено металлом, цементом, лесом и другими строительными материалами и оборудованием. Кроме того, имеют место факты, когда материальные ресурсы отвлекаются с плановых объектов и даже важнейших строек на внеплановое строительство, осуществляемое за счёт нецентрализованных источников финансирования, объем которых достиг значительных размеров…
Вместо того чтобы в кратчайшие сроки завершить ранее начатое строительство, многие совнархозы, министерства и ведомства, а в ряде случаев и советы министров союзных республик с ведома и согласия партийных органов ставят своей главной задачей «вырвать» как можно больше денег на капитальное строительство и начать новые стройки, не считаясь с тем, есть ли возможности и ресурсы для того, чтобы ввести их в действие в короткие сроки. Во многих случаях в титульные списки включаются объекты, сооружение которых не вызывается первоочередной необходимостью. Зачастую стройки начинают без учёта возможностей обеспечения их проектной документацией, материалами, оборудованием, без необходимой инженерной подготовки и предварительного решения всех вопросов, от которых зависит успешный ход строительства.
Такая практика приводит к распылению и замораживанию средств в незавершённом строительстве, создаёт в ряде отраслей промышленности диспропорции и сдерживает темп и развития народного хозяйства, что наносит серьёзный ущерб государству и заслуживает сурового осуждения.
Совнархозы, министерства и ведомства, директора строящихся и расширяемых предприятий, а также местные партийные органы не считают выполнение заданий по вводу в действие производственных мощностей и плана капитальных вложений такой же первостепенной обязанностью, как выполнение плана выпуска промышленной продукции, свыклись с укоренившейся практикой срыва сроков ввода в действие пусковых объектов и производственных мощностей.
Значительные трудности создаются на стройках в результате несвоевременной и некомплектной выдачи проектно-сметной документации. Качество проектов во многих случаях не отвечает современным требованиям. Типовые проекты в промышленном строительстве применяются недостаточно. Проектные организации предусматривают неоправданно большое количество типоразмеров изделий из железобетона и других материалов…
Проектные организации недостаточно занимаются анализом стоимости единицы вводимых в действие мощностей, при разработке рабочих чертежей без оснований увеличивают сметную стоимость строительства, зачастую безответственно относятся к своей работе и допускают просчеты в определении мощностей проектируемых предприятий…
Работа проектных институтов, подчиненных различным союзным и республиканским министерствам и ведомствам, недостаточно координируется и не направляется на решение важнейших задач по повышению эффективности использования капитальных вложений и своевременному обеспечению строительства проектной документацией.
На многих предприятиях и в совнархозах сложилась порочная практика включения в проекты дополнительных объектов, увеличения объемов работ и необоснованного пересмотра смет. В результате сметная стоимость многих строящихся предприятий металлургической, химической, пищевой, текстильной и других отраслей промышленности значительно возросла… Проверка многих проектов и смет подтвердила большие возможности сокращения сметной стоимости строительства объектов. Однако эти возможности очень часто не используются. Экспертиза проектов организована неудовлетворительно и во многих случаях проводится формально. Проекты утверждаются, как правило, без надлежащей критической оценки.
Руководители строительных и монтажных трестов, предприятий-заказчиков, совнархозы, министерства, ведомства, местные партийные органы, а также госстрои союзных республик ослабили контроль за качеством строительных и монтажных работ. Низкое качество строительства допущено при сооружении химических заводов синтетического каучука и синтеза спирта в г. Куйбышеве. Эти работы выполнялись строительными организациями Куйбышевского совнархоза и Куйбышевгидростроем Министерства строительства электростанций. Подобные факты имеют место на некоторых стройках Кемеровского, Красноярского, Саратовского и других совнархозов.
Существенные недостатки имеются в планировании развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии, в результате чего в ряде районов не хватает материалов и изделий, высока их стоимость. Госстрой СССР не обеспечил разработки экономичных типовых проектов предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии для районов крупного промышленного строительства.
Несмотря на очевидную эффективность создания крупных предприятий, капитальные вложения на развитие промышленности строительных материалов и строительной индустрии в союзных республиках и совнархозах в большинстве случаев направляются на создание мелких, зачастую параллельно строящихся производственных баз, подчиненных различным ведомствам. Выделяемые государством для этой цели крупные капитальные вложения используются неэффективно.
Советы министров союзных республик, совнархозы, партийные и советские органы слабо руководят капитальным строительством, плохо осуществляют контроль за вводом в действие производственных мощностей, при разработке планов строительства в ряде случаев не придерживаются общегосударственных интересов, подходят к делу ведомственно, с местнических позиций.
Министерство финансов СССР и Стройбанк СССР, на которые возложена ответственность за финансирование народного хозяйства, неудовлетворительно контролируют использование средств, выделенных на капитальное строительство, не используют в должной мере предоставленные им права для укрепления в строительстве государственной дисциплины.
Постановление СМ и ВЦСПС о мерах по дальнейшему улучшению охраны труда на предприятиях и стройках (23 января 1962)
Совет Министров СССР и ВЦСПС отмечают, что на предприятиях и стройках страны проводится большая работа по дальнейшему облегчению и оздоровлению условий труда рабочих и служащих; ежегодно на эти цели государством расходуются огромные средства. Однако, несмотря на снижение количества случаев травматизма и заболеваемости на многих приятиях и стройках страны, общий уровень производственного травматизма всё ещё продолжает оставаться высоким.
Многие хозяйственные руководители не проявляют ещё должной заботы о создании безопасных условий труда и нормальной санитарно-гигиенической обстановки на производстве, не принимают мер к ликвидации запыленности и загазованности производственных помещений и к обеспечению их гардеробными, душевыми и другими санитарно-бытовыми устройствами, в ряде случаев поручают выполнять это важное дело работникам, не имеющим достаточных специальных знаний. Научно-исследовательские и проектные институты и конструкторские бюро при проектировании предприятий, разработке технологических процессов и оборудования не всегда учитывают требования безопасности и гигиены труда. Нередко редко предприятия и цехи вводятся в эксплуатацию с незаконченными работами по технике безопасности, промышленной санитарии и бытовым помещениям.
В ряде экономических административных районов на предприятиях и стройках допускаются нарушения законодательства о труде, в частности о режиме рабочего времени и отдыха, об охране труда женщин и подростков, имеют место факты необоснованного увольнения рабочих и служащих. Часто хозяйственные руководители вместо принятия мер, обеспечивающих ритмичную работу предприятий и строек и улучшение организации труда и производства, применяют сверхурочные работы, переносят и отменяют дни еженедельного отдыха.
Органы государственного горнотехнического надзора союзных республик не принимают всех необходимых мер к предупреждению аварий и несчастных случаев на производстве, в ряде случаев мирятся с нарушениями правил техники безопасности, допускаемыми администрацией предприятий и строек, не требуют проведения профилактических мер по устранению причин производственного травматизма.
Постановление ЦК и СМ о совершенствовании управления капитальным строительством (11 января 1963)
…в руководстве капитальным строительством имеются серьёзные недостатки. Допускается распыление капитальных вложений и материальных ресурсов по многочисленным стройкам и объектам, в результате чего сроки строительства значительно затягиваются и увеличивается объём незавершённого строительства, в планы часто включается строительство объектов, которые не обеспечены проектно-сметной документацией, оборудованием и материалами, нередко строительство осуществляется по устаревшим проектным решениям.
Развитие производственных баз строительства и их размещение производится в ряде случаев без учета перспектив роста капитального строительства в отдельных экономических районах страны.
Коренного пересмотра требует практика утверждения титульных списков.
…Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР, придавая важное значение совершенствованию руководства капитальным строительством, обязывают ЦК компартий и советы министров союзных республик, министерства и ведомства, местные партийные и советские органы осуществить в кратчайший срок перестройку управления капитальным строительством, сосредоточить усилия строительно-монтажных, проектных, научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности строительных материалов на выполнении заданий по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов, предусмотренных планом развития народного хозяйства на 1963 год, повести решительную борьбу со всё ещё имеющимися фактами распыления капитальных вложений и материальных ресурсов по многочисленным объектам и проявления местничества и ведомственности, принять меры к дальнейшему повышению технического уровня, улучшению качества и снижению стоимости строительства.
Постановление СМ об улучшении проектного дела в области гражданского строительства, планировки и застройки городов (21 августа 1963)
…в этом деле имеются серьёзные недостатки. Типовое проектирование в стране осуществляют многочисленные, преимущественно мелкие, проектные организации, подчинённые различным министерствам и ведомствам, что создаёт трудности в унификации конструкций и деталей и осложняет дальнейшую индустриализацию строительства. Эти организации, как правило, не укомплектованы опытными инженерно-техническими работниками.
Неудовлетворительно организовано экспериментальное строительство.
В типовых проектах жилых домов имеются существенные недостатки: не всегда удобная планировка квартир, иногда применяются конструкции, не обладающие достаточной звучно- и теплоизоляцией, что создает неудобства для проживания в жилых домах, построенных по этим проектам.
Во многих типовых проектах жилых домов и гражданских зданий недостаточный уровень архитектуры, что приводит к однообразию и монотонности жилых районов и городов.
Мало типовых проектов зданий учебных заведений, крупных кинотеатров, больниц и вокзалов для всех видов транспорта.
…При большом размахе жилищного и гражданского строительства важное экономическое значение приобретает своевременное обеспечение городов генеральными планами и проектами застройки. Однако разработка генеральных планов городов проводится медленно. Даже такие крупные города, как Горький, Харьков, Новосибирск, Свердловск, Куйбышев, Омск и ряд других, не имеют разработанных на современном уровне и утвержденных генеральных планов. Для 600 городов генеральные планы не разрабатываются. Из-за отсутствия специализированных проектных институтов генеральные планы и проекты застройки городов разрабатываются многочисленными ведомственными проектными организациями, что не даёт возможности координировать их работу, а это, в свою очередь, не позволяет обеспечить комплексное решение задач градостроительства.
Однако решать эти проблемы должно было уже новое руководство страны. К середине 60-х Хрущёвн своими бесконечными новациями и «волюнтаризьмом» раздостал даже партаппарат, при помощи которого десятью годам ранее был вознесён к вершинам власти. Готовясь свергнуть вздорного персека, заговорщики подготовили документ, известный ныне как «доклад Полянского» – анализ результатов его правления. Доклад так и не зачитали – решили остановиться на щадящем варианте Суслова, ибо уж больно мрачным вырисовывалось положение страны и больно зловещей – роль «дорогого Никиты Сергеевича». Однако сейчас его текст доступен и вот что его составители имели сказать о предмете нашего исследования [7]:
Несколько слов о положении в строительстве. Неопровержимый факт состоит в том, что все перестройки так называемого великого десятилетия ухудшили положение и здесь. У нас из года в год возрастает незавершенное строительство. Вместо 17,5 миллиарда рублей в 1958 году оно превысило 26 миллиардов рублей в 1963 году. Темпы строительных работ и их объёмы снизились, а себестоимость за 5 лет сократилась лишь на полпроцента вместо 4-х процентов по плану. По указанию тов. Хрущева все без исключения «титульные списки» теперь со всей страны свозятся на утверждение в Москву. Но здесь их не успевают рассматривать, а без проектов нельзя строить; в результате сроки ввода объектов откладываются.
А во что обошлась, например, его директива о строительстве четырех- и пятиэтажных домов, даже трудно посчитать. Он разогнал Академию архитектуры СССР за то, что она не соглашалась с его выводами, будто такие дома – самые дешёвые и самые удобные в эксплуатации, будто они рассредоточивают и сохраняют население от атомного нападения и т.д. и т.п.
Жизнь показала, что в Академии сидели разумные люди. Выяснилось, что стоимость одного квадратного метра площади, если учесть затраты на общегородские и районные коммуникации, в 4-5-этажных домах гораздо дороже, чем в 9-12-этажных. Установка на «пятиэтажное» строительство привела к тому, что плотность застройки в городах резко упала; транспортные, водопроводные, теплофикационные, канализационные и иные коммуникации недопустимо растянулись. Внешний вид городов ухудшился, а об удобствах и говорить нечего – в этих домах нет лифтов.
Теперь новоявленный Главный архитектор бьет отбой и призывает к высотному строительству. Но, во-первых, кто возместит ущерб, нанесенный его безрассудной директивой, а во-вторых, осуществить переход к многоэтажному строительству – совсем не лёгкое дело; ведь индустриальную базу такого строительства надо создавать, по существу, заново.