afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Categories:

Советское строительство - 1950-1964 (часть 1)

В недавнем опросе об интересующих темах триумфально победила тема советского строительства – что ж, вот, пишу. Сразу, правда, отмечу, что пост будет серией о периоде с начала 50-х по конец 80-х, поскольку о сталиновском периоде я уже писал, и положение более-менее освещено. В целом никто особо не спорит, что при вошьде строили мало и плохо – зато спорят, что после него стали строить много и хорошо: иные товарищи так и вовсе договариваются до того, что, к примеру, объявляют проблему жилищ надуманной, мол, «всем всё построили, а кому не построили, те лохи». Ну что ж, не буду заниматься гнусными измышлениями, а обращусь к неожиданно обильным материалам партийно-государственных органов и официальной литературе – что они говорят нам о проблемах строительства?

Строительство – одна из важнейших отраслей «народного хозяйства» СС. Однако положение дел в нём никогда не давало особых поводов для благодушия. Остро стояла проблема качества выполняемых работ (коя неоднократно выплёскивалась на страницы прессы – см., например, «Известия» от 10 октября 1949, 15 августа 1950), вызывала вопросы рентабельность. В мае 1950-го Совмин принял два постановления с говорящими названиями. Первое называлось «О снижении стоимости строительства», однако его преамбула куда шире низменных денежных вопросов:
Совет Министров СССР отмечает, что… стоимость строительства, несмотря на значительный рост объёма капитальных работ, не снижается и остается чрезмерно высокой.
Высокая стоимость строительства является прежде всего результатом больших излишеств в проектах и сметах, выражающихся в преувеличении размеров заводских территорий и коммуникаций, разбросанности цехов, завышении площадей и объёмов основных и вспомогательных зданий и сооружений, необоснованном увеличении количества и мощности технологического и вспомогательного оборудования предприятий и применении устаревших конструктивных решений, а также серьёзных недостатков в руководстве строительных министерств. Наряду с этим многие строительства ведутся без проектов и смет, что приводит к непроизводительным затратам.
Вследствие имеющихся недостатков в планировании капитального строительства материальные и денежные средства распыляются по многим стройкам, что вызывает удлинение сроков строительства, задерживает ввод в действие новых мощностей и увеличивает размеры незавершённого строительства.
Одной из основных причин высокой стоимости строительства является низкий уровень механизации строительно-монтажных работ и неудовлетворительная организация работ на строительных площадках, в результате чего на стройках плохо используются имеющиеся механизмы и оборудование, имеют место низкая производительность труда, большие простои рабочих и бесхозяйственное расходование материалов, слабо ведется борьба за хозрасчет и режим экономии. Недостаточно внедряются в строительство индустриальные методы с широким применением строительных деталей, конструкций и крупных узлов, требующих на строительных площадках только сборки и монтажа.
Несмотря на значительный рост производства строительных материалов в сравнении с довоенным уровнем, в настоящее время промышленность строительных материалов серьёзно отстаёт от растущих потребностей народного хозяйства и затрудняет дальнейшее развитие и удешевление строительства.
В то время как объём строительства в 1950 г. растёт в сравнении с 1940 г. в 1,9 раза, выпуск таких основных строительных материалов, как кирпич и известь, увеличивается только в 1,3-1,4 раза, а производство керамических труб составляет всего лишь 60% от довоенного уровня.
Предприятия Министерства промышленности строительных материалов СССР, хотя и выполняют установленные годовые планы по важнейшим строительным материалам, в недостаточных размерах производят чугунные канализационные трубы, асбоцементные трубы, шиферные изделия, черепицу, а также такие новые строительные материалы, как гипсовую сухую штукатурку, плитные утеплители, пеноматериалы, керамические блоки и облицовочные плиты.
Министерство металлургической промышленности до сего времени не производит специальных облегченных профилей металлопроката для строительства, длинномерных тонкостенных железных труб, санитарно-технических труб с конической резьбой и фитингов и в совершенно недостаточных размерах производит арматурное железо периодического профиля, высококачественную проволоку для струнно-бетонных изделий и конструкций.
Лесная промышленность в своём развитии отстаёт от нужд капитального строительства. Министерство лесной и бумажной промышленности СССР не обеспечивает строительство в необходимых размерах круглым лесом и особенно пиломатериалами, деревянными деталями и строительной фанерой. Качество выпускаемых промышленностью строительных материалов: кирпича, части цемента и стекла, керамических и санитарно-технических изделий и облицовочных материалов ещё продолжает оставаться неудовлетворительным и не отвечает требованиям строительной техники.
Недостаточное развитие промышленности строительных материалов и лесной промышленности в крупных промышленных районах, где ведется большое строительство, приводит к излишне дальним перевозкам кирпича, леса, цемента и других строительных материалов и к удорожанию строительных работ…
16. Одним из основных условий в деле успешного осуществления строительства и снижения его стоимости является преодоление отставания в механизации строительства и в первую очередь тяжелых и трудоёмких работ.
Признать необходимым завершить в ближайшие 3-4 года механизацию основных строительных работ, обеспечив переход механизации отдельных процессов к комплексной механизации земляных, погрузочно-разгрузочных, транспортных, бетон- и железобетонных, монтажных и отделочных работ, а также работ на карьерах по добыче камня, щебня, гравия и песка.
17. Обязать министерства, ведомства СССР и советы министров союзных республик обеспечить улучшение организации и качества строительных работ и повышение уровня механизации
строительства…
20. Важнейшей задачей в области промышленности строительных материалов является ликвидация отставания производства строительных материалов от растущих потребностей народного хозяйства, дальнейшее удешевление стоимости строительных материалов и повышение их качества.
26. Отметить, что в работе Госплана СССР, а также министерств и ведомств по планированию капитального строительства имеют место серьезные недостатки:
а) в титульных списках капитального строительства, составляемых Госпланом СССР, а также в планах министерств и ведомств допускается осужденная правительством практика распыления средств по многочисленным стройкам и объектам, что приводит к удлинению сроков строительства и увеличению объема незавершенных работ;
б) планы проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет составляются без должной увязки с планами капитальных работ. В результате этого министерства и ведомства во многих случаях ведут проектно-изыскательские работы по объектам, строительство которых не осуществляется в течение ряда лет, и в то же время в годовые планы капитальных работ включается большое количество строек, не обеспеченных проектами и сметами;
в) проекты планов капитальных работ представляются Госпланом СССР в Совет Министров СССР без надлежащего обоснования правильности намечаемых капиталовложений, в титульных списках отдельных строек допускаются неувязки между объемами работ и планом ввода в действие производственных мощностей и жилой площади, в результате чего имеют место факты, когда при выполнении установленных планами объемов капитальных работ планы ввода в действие мощностей не выполняются;
г) существующий порядок планирования нижелимитных работ по отдельным министерствам и ведомствам общей суммой без указания направления этих затрат приводит к бесконтрольному использованию министерствами и ведомствами значительной части средств, выделяемых на капитальные работы.

Тогда же вышло постановление «Об оплате проектных работ и упорядочении оплаты труда работников проектных организаций»:
Совет Министров СССР отмечает, что в организации проектного дела по строительству имеют место серьёзные недостатки, порождающие излишества в проектах и сметах и удорожание стоимости строительства.
Существующая порочная система оплаты проектных работ, основанная на определении стоимости проектирования в процентах от сметной стоимости строительства, и существующая система премирования работников проектных организаций за счет премиального фонда, образуемого в процентах от стоимости проектирования, приводит на практике к искусственному завышению стоимости строительства, не создает заинтересованности у проектных организаций в изыскании наиболее экономичных проектных решений и использовании имеющихся типовых и стандартных проектов.
Излишества в проектах выражаются прежде всего в преувеличении размеров заводских территорий и жилых кварталов, завышении объемов и площадей зданий, разбросанности цехов и сооружений, необоснованном увеличении технологического и вспомогательного оборудования и применении неэкономичных конструктивных решений, а также в повышенном расходе строительных материалов.
Наличие множества, особенно мелких, проектных организаций и отсутствие надлежащего руководства и контроля со стороны министерств и ведомств за их работой создают параллелизм в работе проектных организаций и не обеспечивают высокого качества проектов и снижения стоимости строительства.

Ну, скажут иные, раз уж сталин решил, то непременно исполнили! Что ж, спустя три года после тех постановлений экономист М.П. Саков писал [1]:
...режим экономии еще плохо осуществляется на многих промышленных предприятиях и особенно в строительстве.
Большие убытки в 1952 году допустили... предприятия... промышленности строительных материалов...
…Министерство строительства СССР по плану 1952 года должно было дать 1025 миллионов рублей прибыли. Но вместо прибыли был допущен убыток в 725 миллионов рублей. Значит, был нанесен многомиллионный ущерб всему народному хозяйству, всему социалистическому обществу.
…имеются факты недовыполнения плана отдельными предприятиями и стройками из-за несвоевременной и некомплектной поставки им материалов и оборудования.
…в результате указанных недостатков планирования [составление плановых калькуляций – Afa] на ряде цементных заводов Министерства промышленности строительных материалов СССР плановая себестоимость продукции в 1952 году была завышена на миллионы рублей... Насколько большие излишества допускаются в проектах и сметах строительных организаций, показывает, например, проверка принятых и одобренных Госпланом Украинской ССР шести проектов, в которых было обнаружено завышение сметной стоимости строительства почти на 15 миллионов рублей, или более 9 процентов общей сметной стоимости этих объектов. В этом – одна из причин высокой стоимости строительства.
…Велики убытки у большинства строительных организаций, стоимость строительства все еще высока. При огромном размахе строительных работ в стране дополнительная экономия, например, только одного рубля, на строительстве квадратного метра жилой площади при намеченном объеме жилищного строительства в пятой пятилетке дает сбережений государству 105 миллионов рублен. На эти средства можно построить 30 пятидесятиквартирных домов.

Ну вот как-то так получилось, что ничего поменять не получилось. Причём это ещё и на выполнении плановых заданий сказывалось: к примеру, жилплощади в СССР в 1951 было введено 13,4 млн. кв.м при плане в 15,8 млн., а в 1952 – 13,3 млн. при плановых 16,1 [2, с. 267]. Проблемы строительной отрасли, таким образом, достались преемникам вошьдя, которые уже на июньском пленуме ЦК в 1953-м единодушно отмечали, что «нет более острого вопроса, чем жильё». Спустя год, в июле 1954 появился целый комплекс решений, основным из которых было постановление с откровенным названием «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства»:
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что наряду с достигнутыми успехами в строительстве имеются крупные недостатки. Многие министерства и строительные организации не выполняют государственных планов капитального строительства и нарушают установленные сроки ввода в действие новых производственных мощностей, а также ввода в эксплуатацию жилых домов, школ, больниц и других объектов культурно-бытового назначения.
Работы по строительству зданий зачастую выполняются недоброкачественно, особенно в части отделочных работ. Значительное количество промышленных объектов и жилых домов сдаётся в эксплуатацию с крупными недоделками.
Многие строительные организации не обеспечивают выполнения заданий по снижению стоимости строительства и допускают крупные убытки.
Строительство осуществляется в большинстве по индивидуальным проектам, в которых совершенно недостаточно предусматривается применение сборных конструкций и деталей. В проектах часто допускаются большие излишества в части архитектурной отделки зданий, приводящие к расточительному расходованию государственных средств, не уделяется должного внимания экономичности и удобству жилых и других зданий и сооружений.
Промышленное производство строительных конструкций, деталей и материалов значительно отстаёт от потребности строительства как по объёму, так и по номенклатуре выпускаемых изделий. Имеется ещё много мелких предприятий, выпускающих для строительства продукцию дорогую и низкого качества. На недостаточном уровне находится производство отделочных материалов и санитарно-технического оборудования. Не уделяется необходимого внимания в министерствах, ведомствах, союзных республиках, областях и краях делу развития производства местных строительных материалов и в первую очередь стеновых и нерудных материалов.
Уровень механизации тяжёлых и трудоёмких работ в строительстве недостаточен. Не полностью используются имеющиеся на стройках машины и механизмы, слабо внедряется комплексная механизация строительных процессов.
Вследствие серьёзных недостатков в организации строительных работ и в использовании средств механизации не выполняются задания по повышению производительности труда в строительстве, что сдерживает рост заработной платы рабочих-строителей и приводит к текучести кадров. В 1954 году производительность труда в строительстве возросла по сравнению с 1950 годом на 32% при задании на пятилетие 55%.
Медленно внедряются в строительство новая техника – эффективные конструкции и материалы, высокопроизводительные машины, а также поточно-скоростные методы. Слабо проводятся научно-исследовательская работа в строительстве, обмен передовым опытом и информация о достижениях в области строительства, в том числе и о достижениях в других странах. Имеют место крупные недостатки также в планировании капитального строительства. Допускается распыление средств, что приводит к большим объёмам незавершённого строительства в ряде отраслей.
Годовые планы капитальных работ поздно доводятся до строек, а титульные списки на многих стройках изменяются в течение года по нескольку раз, в результате чего нарушается планомерная работа строительных организаций, возникают непроизводительные затраты, потери и повышается стоимость строительства.
Действующие нормы, порядок финансирования, правила и инструкции, связанные с подрядной деятельностью строительных организаций, в значительной части устарели и не соответствуют современному уровню организации и техники строительства. Система расчётов за выполненные работы очень сложна. Банковский контроль часто носит формальный характер и не способствует в должной мере укреплению финансовой дисциплины в строительных организациях.
Госплан СССР, Госэкономкомиссия СССР и Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства, министерства и ведомства не принимают необходимых мер к упорядочению планирования, финансирования строительства и к улучшению организационно-технического руководства строительством.
Проведённое в конце 1954 года Всесоюзное совещание по строительству помогло вскрыть основные причины отставания капитального строительства и наметить пути его улучшения. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что решающим условием коренного улучшения стройного дела являются непрерывный технический прогресс и дальнейшая индустриализация строительства. Широкое развитие производства и применение сборных конструкций и деталей, в первую очередь железобетонных, комплексная механизация тяжёлых и трудоёмких работ позволят сократить сроки строительства, резко повысить производительность труда и снизить стоимость строительства.
…интересы индустриализации строительства требуют решительно улучшить проектное дело, применять главным образом типовые проекты и стандартные конструкции и детали.
Строительство индустриальными методами требует также постоянных квалифицированных кадров строителей, улучшения организации строительного производства, укрупнения и специализации строительных организаций.
Нужно повести борьбу с распылением средств в строительстве, улучшить планирование капитальных работ, укрепить хозяйственный расчёт и финансовую дисциплину в строительстве. Необходимо сосредоточивать ресурсы на завершении в первую очередь пусковых объектов, а из числа начатых строительством объектов – на наиболее важных объектах.
Делом большого государственного значения является повышение качества строительства. Следует постоянно и настойчиво добиваться улучшения качества строительных работ и повышения качества строительных материалов.
Необходимо усилить работу научно-исследовательских организаций в области строительства, шире распространять опыт передовых строительных организаций и новаторов-строителей.
…научно-исследовательские организации неудовлетворительно работают над разрешением важнейших задач по улучшению строительного дела.
В тематические планы институтов включаются малоактуальные темы, в то же время таким важным проблемам строительства, как развитие индустриальных методов и улучшение качества строительства, типизация зданий и сооружений, повышение производительности труда в строительстве, и вопросам экономики строительства не уделяется должного внимании.
Большими недостатками являются ведомственная разобщённость научно-исследовательских организаций и слабая взаимная информация. Многие институты работают в отрыве от производства, а также недостаточно изучают зарубежный опыт строительства.

Подумали и «О мерах по повышению квалификации и созданию постоянных кадров строителей»:
Совет Министров СССР отмечает, что министерства, ведомства и строительные организации неудовлетворительно справляются с задачей создания постоянных квалифицированных кадров рабочих в строительстве, не принимают действенных мер к обеспечению необходимых жилищных и культурно-бытовых условий для рабочих-строителей. Неудовлетворительно организовано нормирование труда в строительстве.
Серьезные недостатки имеют место в деле подготовки и повышения квалификации инженерно-технических работников для строительства, особенно в подготовке специалистов из числа практиков-строителей.
Большая текучесть рабочих на стройках и недостаточная обеспеченность строительства специалистами высшей и средней .квалификации отрицательно влияют на внедрение индустриальных методов строительства, использование строительных машин и механизмов, на производительность труда рабочих и на качество строительных работ.

Вся эта суета была связана с тем, что перед новым руководством страны стояла задача упрочения собственного положения. Для этого население надо было не только накормить, но и дать ему жилища. Особенно это касалось городов, условия жизни в которых немногим отличались от военной поры даже спустя почти десять лет после окончания ВОВ. За приоритет проводить популярные меры и пожинать плоды народного признания первые пару лет имела место борьба разной степени ожесточённости, но к 1955-му уже определился победитель – сталиновский фаворит Никита Хрущёв. Вот при нём-то пресловутое жилищное строительство и испытало самый настоящий бум – основной которого стало принятое летом 1954-м постановление «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» (энтузиастом железобетона НСХ был ещё с конца 40-х и неоднократно конфликтовал по этому вопросу с ЛПБерией, главный аргумент которого был: «На Западе так не строят»). Для облегчения претворения бума в жизнь в ноябре 1954 вышло ещё одно постановление – «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», благодаря которому и стало возможным появление пресловутых «хрущёвок».

Думаю, никто не удивится, что грандиозным планам сразу начали мешать чисто советские заморочки. Характерная для советской экономики ведомственность, подкреплённая усилением самостоятельности министерств после смерти сталина, мешала проведению единого курса – да и на контрольных цифрах сказывалась нездорово: так, в 1955-м ни одно министерство не выполнило плана жилищного строительства [2, с. 255]. На следующий год появились два весьма красноречивых документа:
Письмо ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС об укреплении трудовой дисциплины на предприятиях и стройках промышленности и транспорта, в МТС, совхозах и учреждениях (16 мая 1956)

…на многих предприятиях, стройках и в учреждениях трудовая дисциплина находится ещё на низком уровне. Большой урон народному хозяйству наносят прогулы и самовольные уходы с предприятий.
Особенно неблагополучно с трудовой дисциплиной… на стройках министерства строительства СС, министерства строительства предприятий угольной промышленности, министерства строительства предприятий металлургической и химической промышленности.
…На многих предприятиях промышленности, стройках и транспорте ещё слабо внедряются новая техника и механизация трудоёмких работ, облегчающие труд рабочих и обеспечивающие повышение производительности труда.
Руководители некоторых министерств, ведомств, предприятий и строек не принимают необходимых мер к созданию здоровых безопасных условий труда, способствующих ликвидации производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
…министерства ежегодно не выполняют планов жилищно-бытового строительства, отпускаемые на эти цели ассигнования полностью не используются.
В 1955 план государственного жилищного строительства был выполнен всего лишь на 87%. Министерство строительства предприятий угольной промышленности СС выполнило план по вводу в эксплуатацию жилой площади на 62%, министерство строительства электростанций – на 78% и министерство строительства СС – на 80%. План жилищного строительства по гг. Талину выполнен всего лишь на 40%, Омску – на 42%, Баку – на 48%, Горькому – на 55%. Плохо выполняются также планы строительства социально-бытовых и культурно-просветительных учреждений.

Постановление пленума ЦК КПСС по вопросам улучшения руководства народным хозяйством СС (24 декабря 1956)

…при росте по сравнению с 1955 добычи угля, выпуска металла, цемента и заготовок леса план производства по этим видам продукции в 1956 не выполняется; также недовыполняется план ввода в действие производственных мощностей как по этим, так и по некоторым другим отраслям народного хозяйства. Не полностью выполняются планы по жилищному строительству.
…Госплан, Госэкономкомиссия, а также министерства при разработке народнохозяйственных планов недостаточно учитывают реальные возможности обеспечения плановых заданий материальными и финансовыми ресурсами, не предусматривают достаточных запасов сырья, топлива и материалов, допускают завышенные объёмы строительства, что создаёт излишнюю напряжённость в выполнении планов… Это приводит… в области строительства – к распылению средств по многочисленным вновь начинаемым стройкам, к удлинению сроков строительства, его удорожанию и срывам сроков ввода пусковых объектов. Такое нерациональное использование государственных средств вызывает их замораживание, ведёт к снижению эффективности капиталовложений, нарушению пропорционального развития отдельных отраслей экономики и в конечном счёте к большим потерям в народном хозяйстве.

Распыление средств по новым стройкам действительно являлось серьёзнейшей проблемой – по итогам пятой пятилетки (1951-55) в СССР насчитывалось свыше 100 тысяч строек! Значительную их часть составляли только начатые стройки, в большинстве своём сильно удаленные и друг от друга, и от центра.

Принятые решения не давали покоя неугомонному Хрущёву. Посчитав, что всё это полумеры, он решил взяться за отрасль по-серьёзному. И год спустя появилось программное решение – Постановление ЦК и СМ «O развитии жилищного строительства в СССР» (31 июля 1957). Его не грех процитировать обильно, ибо с него и начинается массированное возведение жилья, позволившее «улучшить условия проживания» десяткам миллионов человек:
…темпы промышленного строительства в стране опережали до последнего времени строительство жилищ …жилищное строительство отставало от потребности населения.
…Быстрый рост населения и опережающее развитие промышленности, несмотря на непрерывно возрастающий объём жилищного строительства, привели к тому, что проблема жилья всё ещё продолжает оставаться одной из самых острых. Население многих городов, рабочих посёлков и сёл испытывает нужду в благоустроенных жилищах. Значительное количество семейств ещё проживает в ветхих домах.
Неудовлетворительная обеспеченность населения жилищами является также и следствием серьёзных недостатков, ещё имеющихся в жилищном строительстве. Средства, выделяемые государством на эти цели, во многих союзных республиках, краях, областях, городах и районах недоиспользуются; планы ввода жилых домов в эксплуатацию не выполняются, материальные средства и трудовые ресурсы распыляются по многочисленным объектам. Вместо строительства крупными жилыми массивами дома часто возводятся разбросанно на отдельных участках, в различных частях города. Нередко застройка в существующих городах проводится с большим неоправданным сносом жилых домов, что приводит к потере жилплощади. Во многих проектах планировки и застройки жилых районов и проектах жилых домов ещё допускаются излишества, удорожающие строительство и снижающие качество вводимой в эксплуатацию жилой площади.
Руководители многих промышленных предприятий и организаций, переложив всю ответственность за строительство жилищ на подрядные строительные организации, не проявляют инициативы в изыскании дополнительных резервов и возможностей к увеличению размеров жилищного строительства.
Строительство жилых домов индивидуальными застройщиками осуществляется в городах и посёлках в недостаточных размерах. Во многих местах исполкомы местных советов депутатов трудящихся, руководители предприятий и учреждений не оказывают необходимой помощи застройщикам, не помогают в благоустройстве посёлков, не организуют застройщиков в жилищно-строительные коллективы. Индивидуальное жилищное строительство ещё плохо обеспечивается строительными материалами и деталями. Партийные и профсоюзные организации промышленных предприятий зачастую устраняются от руководства индивидуальным жилищным строительством.
Жилищное строительство в сельских местностях также отстаёт от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производственно-технической базы. Далеко не во всех колхозах имеются постоянные строительные бригады, мало создано межколхозных строительных организаций и предприятий.
Темпы жилищного строительства в городах и в сельской местности во многом сдерживаются нехваткой строительных материалов. Некоторые республиканские, краевые, областные, городские партийные и советские органы, промышленные предприятия и строительные организации не проявляют должной инициативы в использовании для нужд жилищного строительства местных строительных материалов и отходов промышленности. Крайне недостаточно используются в строительстве жилых домов отходы промышленных предприятий и, в частности, металлургические и котельные шлаки, золы ТЭЦ, а также такие дешёвые местные строительные материалы, как камыш, солома; не развивается производство извести, фибролита, минеральной шерсти и других местных строительных материалов.
Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции заводского изготовления; недостаточно применяются крупноблочные и крупнопанельные конструкции стен и облегчённые кирпичные кладки, отстаёт развитие заводского, стандартного домостроения.
Очень серьёзным недостатком в жилищном строительстве является во многих случаях низкое качество строительных работ: недоброкачественная кладка стен, изготовление столярных изделий и устройство полов из сырых лесоматериалов, небрежное выполнение внутренних санитарно-технических устройств и особенно низкое качество отделочных работ.
Отставание жилищного строительства от потребностей, всё ещё низкое качество строительства и его высокая стоимость являются в значительной степени следствием того, что многие партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные органы республик, краёв, областей, городов и районов не всегда уделяют этим вопросам необходимое внимание.
ЦК КПСС и СМ СССР читают, что в настоящее время созданы необходимые условия для того… чтобы в ближайшие 10-12 лет покончить в стране с недостатком в жилищах.

Как можно видеть, проблемы всё те же, что и при сталине – не меняется ровным счётом ничего! Однако строительство, подхлёстнутое этим постановлением, развернулось широко. Помогли и первые эффекты административно-экономических преобразований 1956-57. Поначалу всё, вроде, шло хорошо. «1957 г. стал началом массового переселения горожан из коммунальных квартир, бараков и сараев в отдельные квартиры со всеми удобствами», пишет современный историк В.А. Шестаков [2, c. 185] – почему-то, правда, упуская из вида отсутствие в новых домах таких, очевидно, незначительных удобств, как лифты и мусоропроводы, наличие совмещённых санузлов и общую тесноту помещений (распределение шло по принципу «одна квартира на одну семью»). К тому же, возможности выбора района проживания и этажа для получающих квартиру были минимальны (если вообще существовали). Но хотя бы так.

Ежегодник Большой советской энциклопедии не без гордости отмечал, что «большинство строительных организаций работало в 1958 г. рентабельно» [3, с. 59]. Хотя опять-таки, не надо думать, что раз экономический бум, то всё шло прямо уж без сучка, без задоринки. Сучки с задоринками, впрочем, можно угадать без подсказок – это дурное качество строительных и ремонтных работ, срывы поставок материалов, экономия на объектах социальной сферы и т.д., и т.п. Ну вот, полюбуйтесь на решения конца 50-х:
Постановление СМ о мерах по улучшению эксплуатации и сохранению государственного жилищного фонда (25 марта 1959)

Совет Министров СССР отмечает, что Советы Министров союзных и автономных республик, министерства и ведомства, совнархозы, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся и органы жилищно-коммунального хозяйства не принимают необходимых мер к содержанию жилых домов в должном порядке, а также не обеспечивают соблюдения условий правильной технической эксплуатации жилищного фонда, в результате чего жилые дома преждевременно разрушаются. Текущий и капитальный ремонт домов во многих случаях проводится несвоевременно, что вызывает многочисленные жалобы трудящихся.
До сих пор не утверждены технические условия на производство и приемку ремонтно-строительных работ и нормы расхода материалов на капитальный и текущий ремонт жилых домов. Проектно-сметная документация на проведение ремонта жилых домов в ряде случаев составляется неудовлетворительно и с большим опозданием.
Многие ремонтно-строительные организации систематически не выполняют планов ремонта домов в установленные сроки, качество ремонтно-строительных работ в большинстве случаев плохое, производительность труда на ремонтных работах низкая, строительные механизмы используются неудовлетворительно, на работах преобладает ручной труд, стоимость ремонта жилых домов крайне высокая.

Постановление ЦК и СМ об использовании неустановленного оборудования на предприятиях и стройках (28 апреля 1959)

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обращали внимание партийных органов, руководителей советских и хозяйственных организации на наличие серьезных недостатков в использовании оборудования и обязывали принять необходимые меры по их устранению. Однако на ряде заводов и строек оборудование, выделенное для капитального строительства и развития производства, по-прежнему своевременно не устанавливается и бездействует, чем наносится значительный ущерб государству.
По данным переписи ЦСУ СССР, стоимость неустановленного оборудования, находящегося на балансе капитального строительства, в 1958 году превысила 14 миллиардов рублей. На складах предприятий и строек в течение ряда лет хранится ненужных им 21 тысяча металлорежущих станков, свыше 7 тысяч дизелей и других двигателей внутреннего сгорания, около 7 тысяч электрогенераторов и 90 тысяч электродвигателей.
(дальше особо вопиющие примеры)
Госплан СССР и госпланы союзных республик, а также совнархозы, министерства и ведомства не всегда увязывают сроки поставки оборудования с графиками строительства, не обеспечивают своевременно комплектной поставки предприятиям и стройкам оборудования и необходимых для его монтажа материалов, допускают заказы на оборудование сверх выделенных предприятиям и стройкам средств и в отдельных случаях при отсутствии утверждённой технической документации.

Постановление ЦК и СМ о мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста (21 мая 1959)

…детских дошкольных учреждений в стране ещё недостаточно. Планы строительства их из года в год недовыполняются. Особенно отстают в этом отношении Молдавская ССР, Армянская ССР, Киргизская ССР, Грузинская ССР и ряд областей РСФСР.

(дальше больше)
Tags: ЖЖ, История, Совдепия, Ссылки
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author