Признаться, шёл на концерт с опасениями - ибо, уже купивши билеты, обратил внимание на рекламную афишу, коя содержала удивительную информацию: «специальные гости - Лариса Долина, Сергей Скачков». Второго я не знал, а первую терпеть не могу. Тут ещё выяснилось, что мусьё Маруани готовит мюзикл с русскими музыкантами на тему космоса, об чём было сообщено в ЖЖ соавтора по текстовой части тов. Воропаевой - как и о том, что на концерте некие плоды сего сотрудничества будут исполнены. Ужаснувшись, я всерьёз намеревался сдать билеты - однако, по здравом совете Димитрия, решил пойтить, ибо уплочено, да и от Воропаевой получил разъяснение, что русско-французского будет всего два номера. Два номера я ещё согласен потерпеть.
Проникли мы с Димитрием почти к началу представления, отстояв минут десять в тянувшейся по Александровскому саду очереди. На маруаниевого соотечественника Жарра, помнится, удалось пройтить относительно свободно - тут Дидье мог себе позволить самодовольно усмехнуться. Сидели мы в ложе балкона, что обеспечивало относительно хорошую видимость. Можно было бы ещё потратиться на бинокль, но полторы тыщи - это всё-таки перебор. Да и на концертах Маруани любуются в основном не на него, а на светошоу.
Началось всё, правда, с Олега Гуртового и его группы «Вега», представленных «большими друзьями ДМ». Исполнили, конечно, гимн «МТС» и ещё две композиции такой же космической направленности, правда, более роковые и похуже, после чего поклонились и ушли. Но я бы с творчеством товарищей бы ознакомился при случае...
Потом ещё ждали какое-то время, но вот свет потух, все стали свистеть и апплодировать, Space-музыканты тем времени вышли на сцену и начали играть, а посередине пьесы из глубины зала, подобно в своё время Жарру, появился Маруани в отличном пиджаке с мигающими светодиодами и с синтезатором-«расчёской». С этого, собственно, шоу и началось по-настоящему. К сожалению, пиджак он после первого же номера скинул, что сразу лишило шоу некоей доли прелести :о)))
Делилось представление на две части, между коими имел место антракт на 15 минут. В первой части исполнили помесь старенького с номерами с нового альбома (который только-только вышел), во второй были хиты и совместные номера. В целом, кажется, больше удалась вторая часть, хотя весь концерт я бы оценил на четвёрку. Во-первых, новый материал (коий главенствовал в первой части) публика обычно встречает со смешанными чувствами - да и неровный он получился, новый-то маруаниев материал: там тебе и хард-роковые запилы, не очень вяжущиеся с «космической» натурой музыки ДМ, и стилизации под диско конца 70-х, похожие на все диско-номера одновременно, при этом диско не синтезаторно-механического (что ещё ладно бы), а, скорее, розливу Village People и ABBA. Лично мне особенно понравилась лирическая композиция «Для папули», которую Маруани сочинил после смерти отца. Уже одна она концерт бы спасла, даже если бы потом ДМ решил забацать часовую презентацию акустических версий хитов Space с Долиной на вокале. Однако до такого он, конечно же, не опустился, хотя медляков было для первой части многовато. Plus оказалось, что поговорить любит наш Дидье, порассказывать и порассуждать. В этом ему помогала переводчица - и должен сказать, что если на Жарра выпустили молодую дуру, видимо, практикантку, то Маруани переводила дама старой закалки. В целом переводила адекватно - но ДМ был так многословен, что бабушка за ним не всегда могла угнаться. Это регулярно вызывало весёлые реакции зала, но не стоит её винить, думаю я. Закончился первый акт очень славно - только ДМ с группой начали первые такты «
Второй акт прошёл уже «более лучше»(c): и по динамике, и по разнообразию - прекрасный пример развлечения для взрослой аудитории. Тут тебе и общение с публикой, и всякие приглашённые личности, и музыкантам ДМ дал разойтись (и, конечно же, по западной традиции всех их представил - а также прочий люд, вплоть до машинистов сцены). Стало ясно, что ДМ, несмотря на весь космос и все синтезаторы, в душе рок-н-ролльщик - вооружившись «расчёской», бегал по сцене и по залу, активно призывал народ принимать участие в шоу и весь партер поднял на дыбы. Руки жал, несмотря на ретивых охранников, обнимался и братался с публикой, да и балкону внимание уделял. В общем, было видно, что человека прёт по-настоящему. Что, думаю, неудивительно - наверное, так его больше нигде не принимают.
Отдельно надо было бы написать про светошоу: разноцветные фонари и прожекторы, лазеры, компьютерная графика и всякие видеозаписи на двух средней величины экранах над сценой... Но такие вещи описывать бессмысленно, лучше один раз увидеть - а, думаю, увидеть можно на Ютубе, куда заинтересовавшихся и отсылаю. Должен сказать, уровень, конечно, чувствуется, слаженность и выверенность так себя и демонстрируют, в общем на пять баллов. В родных пенатах, интересно, есть что-то подобное?
Но если в целом концерт прошёл очень достойно, то при углублении в содержание энтузиазм несколько гаснет. Во-первых, не очень ясна тематика. Дело в том, что концерт приурочивался ко Дню космонавтики, тут ещё и 50 лет полёту Гагарина - но из космического мюзикла с нашими соавторами прозвучало только две вещи (это хорошо, но об этом ниже). В остальном - не очень внятная смесь нового и старого, причём не только Space, но и Paris France Transit, и какие-то даже сольные номера, причём всё как-то вразброс. Ко всему ещё и изменения в аранжировке - звук хороший и достаточно чистый, без вылезания одних инструментов и проседания других (хотя барабаны громковаты, мне кажется, были), но вот эти цифровые синты... Иной раз номера даже и не узнаёшь, настолько у них другая окраска. Уж мог бы для такого дела те самые «Муги» с «Коргами» привезти-то. Больно много свободы и гитаристу - в записях Маруани гитара никогда не солировала, это вообще инструмент вспомогательный (когда есть), а тут прямо полноценная часть музыки. Причём особенно это коробило относительно старых вещей - новые-то ладно, можно, но вот в классику зачем пихать? Ну, гитаристу хотя бы было чем заняться на сцене.
Впрочем, он ещё и на басе мог - но в основном на басе была вокалистка Дуду с мощным голосиной. Пела хорошо, сильно, но порой слишком уж прямо сильно. Хотя к её пению у меня больших претензиев не есть. У Дидье тоже явно не было, вообще к Дуду он проявлял очень много внимания, порой выходящего за рамки простой французской куртуазности. Такой вот он мачо.
Но помимо Space было и ещё много другого всякого - кажется, даже слишком много. Тут тебе и детский хор «Всесоюзного радио», как выразилась переводчица, лично приглашённый Маруани ради нескольких минут попеть в песне про детей, которых взрослые обижают. Зачем это так непременно нужно было - не очень понятно. Ну разве что повод для ДМ попрыгать перед детьми, изображая дирижёра. Конечно, была «гагаринская» часть, уже с местными. Сначала хор имени Александрова и ещё какие-то хористы с привлечением живых космонавтов Кретьена и Леонова (?) исполнили гимн Космонавту Первому (какая-то скучная чепуха в духе «Гагарин, Гагарин, ура!»), потом был ещё один мюзикловый номер в духе французского шансона, про который помню только, что пели две девочки и мальчик, причём мальчик как-то уж слишком из штанов выпрыгивал, изображая мужественного сиплого шансонье. Тоже про космос и Первого Космонавта, очень пафосно и совершенно никак в плане запоминания. Огромный плюс был в том, что пение всех этих товарищей слышно было, в отличие от музыки, плохо, слова лично я почти не разбирал и в целом всё закончилось довольно быстро, краснеть и мучаться не пришлось. А будь вокал получше, пришлось внимать поэтическим «дарованиям» тов. Воропаевой и вот этому квасному совпатриотическому духу, который из всей гагаринской апупеи несётся (и это при постоянном подчёркивании истинно скромного характера самого Первого Космонавта).
Увы, не удалось уберечься от вокала чувака из «Землян», как оказалось, того самого Скачкова. Маруани решил сделать сюрприз публике и исполнить «один из символов космической эры»(с) - «Траву у дома», ну и Скачков своей лужёной глоткой поработал на славу. Правда, и слушать это было неприятно (откуда-то непонятный пафос, постоянные призывы к аудитории подпевать, все эти требовательные «НУ И!» - партер, правда, пел, - и регулярные вскрики тоном кондового «сапога» «Гагарин уррря!», к месту и не к месту), и наблюдать - тоже (расхаживание по сцене гопнической походкой вразвалочку, типа «я тут хозяин», и вообще какая-то снисходительность, типа «перед вами выступает живой классик и корифей»). По сравнению с позитивным, искренним и настроенным на развлечение публики Маруани это смотрелось как-то невыигрышно.
Но все испытания я перетерпел (и от чего-то даже сумел получить нечто вроде удовольствия), послушал с детства знакомые мелодии в исполнении автора, увидел самого автора в деле - и впечатлён, учитывая, что ему 58 лет, а отжигает как 20-летний. В общем, о проведенном времени и потраченных деньгах совершенно не жалею.
З.Ы. А Долиной, хвала Всевышнему, и не было. А почему - совершенно неинтересно. Отлично и без неё обошлись :о)
З.З.Ы. Перепостил в отличное сообщество disco80 - с фотачькаме!