В предыдущем номере газеты наша рубрика начала рассказ о сексуальных отношениях в постреволюционной России. В частности, мы привели фрагменты статьи Александры Коллонтай о взаимоотношениях между полами, «говорящие о том, что прежний мещанский взгляд на семью и брак бесповоротно отмирает, нарастает и создается новая половая мораль, отвечающая интересам трудового коллектива».
Газета «Молодой ленинец» — нынешний «МК» — в своем номере от 10 мая 1924 года пишет об этом более конкретно:
«В нашей среде замечается определенная распущенность в вопросах взаимоотношений между парнем и девушкой. У нас считается признаком хорошего комсомольского тона расходиться после небольшого промежутка времени…»
13 мая 1924 года та же газета продолжает эту тему в заметке «Обыкновенная история»:
«В ячейке стеклозавода имени Воровского Нижегородской губернии в прошлом году не было ни одной комсомолки. Взяли курс на девчат и втянули одну девушку.
Но, как только она попала в комсомол, ее обманул один комсомолец и бросил. Потом за ней стал ухаживать один партиец. Она доверилась ему, и они сошлись. Через полтора месяца он выгнал ее: «Какая ты мне жена, уходи!» Он — интеллигент, а она дочь рабочего».
Газета «Комсомольская правда» в номере от 11 ноября 1925 года предоставляет слово комсомолке Гавриковой, работнице 1-й Ростовской Госхромолитографии:
«Ребята не умеют быть вашими товарищами. Им нужна женщина. Если бы комсомолец подошел ко мне и спросил: «Гаврикова, как ты смотришь на половую проблему?» — Я бы ответила ему, как серьезному товарищу. Но он норовит вместо этого цапнуть. И тогда я ему говорю: «Отвяжись или в рожу плюну! Если он не перестает, наберу слюней — и в рожу. Ничего, утрется и пойдет».
Серьезный товарищ, комсомолка Гаврикова. Просто так ее не цапнешь. Но меня в данном случае интересует совсем другое: а чтобы ответила эта комсомолка на вопрос о половой проблеме? Процитировала бы вождя революционных женщин товарищ Коллонтай или статью из 6-го номера журнала «Красная новь» за 1923 год, который посвятил сексуальным вопросам немало страниц:
«Под многогранностью любви здесь понимается сожительство одного мужчины с несколькими женщинами и наоборот. Мы отнюдь не думаем выступать против такой многогранности в любви. Но одно необходимо сказать: потребность в сожительстве одновременно со многими есть прежде всего дело темперамента, продукт чисто субъективных свойств и вкусов человека, но возможность широкого осуществления таких личных вкусов зависит раньше всего от экономики, от того, насколько далеко шагнуло вперед строительство социализма».
Вот так, не больше и не меньше: построил развитой социализм и набирай себе сколько угодно жен или мужей. Красота. Правда, иногда это может помешать общественной работе, о чем сообщает та же статья:
«В родственной нам немецкой коммунистической партии один товарищ, сильно любящий свою жену, часто отнекивался от поездок в провинцию, не желая расставаться с женой. Товарищи решили настроить его в духе новой морали, и им удалось его сагитировать насчет преимущества с коммунистической точки зрения любви ко многим — они надеялись, что любовь ко многим рассеет любовь к одной. Но «пациент», к сожалению, сильно привязался сразу к девяти, к тому же живущих в разных городах, и теперь, когда его посылают в провинцию, он ездит охотно, но вместо одной провинции объезжает все девять».
Резюме простое: на заре советской власти партийная мораль открыто призывала граждан иметь любовниц или любовников. Впоследствии же за это жестоко карали. Почему? Думаю, на этот вопрос не ответит даже очень грамотный сексопатолог. А уж тем более я.
Игорь ТИМОШИН
газета «Медицина для вас», №20 (120), ноябрь 1997.
Газета «Молодой ленинец» — нынешний «МК» — в своем номере от 10 мая 1924 года пишет об этом более конкретно:
«В нашей среде замечается определенная распущенность в вопросах взаимоотношений между парнем и девушкой. У нас считается признаком хорошего комсомольского тона расходиться после небольшого промежутка времени…»
13 мая 1924 года та же газета продолжает эту тему в заметке «Обыкновенная история»:
«В ячейке стеклозавода имени Воровского Нижегородской губернии в прошлом году не было ни одной комсомолки. Взяли курс на девчат и втянули одну девушку.
Но, как только она попала в комсомол, ее обманул один комсомолец и бросил. Потом за ней стал ухаживать один партиец. Она доверилась ему, и они сошлись. Через полтора месяца он выгнал ее: «Какая ты мне жена, уходи!» Он — интеллигент, а она дочь рабочего».
Газета «Комсомольская правда» в номере от 11 ноября 1925 года предоставляет слово комсомолке Гавриковой, работнице 1-й Ростовской Госхромолитографии:
«Ребята не умеют быть вашими товарищами. Им нужна женщина. Если бы комсомолец подошел ко мне и спросил: «Гаврикова, как ты смотришь на половую проблему?» — Я бы ответила ему, как серьезному товарищу. Но он норовит вместо этого цапнуть. И тогда я ему говорю: «Отвяжись или в рожу плюну! Если он не перестает, наберу слюней — и в рожу. Ничего, утрется и пойдет».
Серьезный товарищ, комсомолка Гаврикова. Просто так ее не цапнешь. Но меня в данном случае интересует совсем другое: а чтобы ответила эта комсомолка на вопрос о половой проблеме? Процитировала бы вождя революционных женщин товарищ Коллонтай или статью из 6-го номера журнала «Красная новь» за 1923 год, который посвятил сексуальным вопросам немало страниц:
«Под многогранностью любви здесь понимается сожительство одного мужчины с несколькими женщинами и наоборот. Мы отнюдь не думаем выступать против такой многогранности в любви. Но одно необходимо сказать: потребность в сожительстве одновременно со многими есть прежде всего дело темперамента, продукт чисто субъективных свойств и вкусов человека, но возможность широкого осуществления таких личных вкусов зависит раньше всего от экономики, от того, насколько далеко шагнуло вперед строительство социализма».
Вот так, не больше и не меньше: построил развитой социализм и набирай себе сколько угодно жен или мужей. Красота. Правда, иногда это может помешать общественной работе, о чем сообщает та же статья:
«В родственной нам немецкой коммунистической партии один товарищ, сильно любящий свою жену, часто отнекивался от поездок в провинцию, не желая расставаться с женой. Товарищи решили настроить его в духе новой морали, и им удалось его сагитировать насчет преимущества с коммунистической точки зрения любви ко многим — они надеялись, что любовь ко многим рассеет любовь к одной. Но «пациент», к сожалению, сильно привязался сразу к девяти, к тому же живущих в разных городах, и теперь, когда его посылают в провинцию, он ездит охотно, но вместо одной провинции объезжает все девять».
Резюме простое: на заре советской власти партийная мораль открыто призывала граждан иметь любовниц или любовников. Впоследствии же за это жестоко карали. Почему? Думаю, на этот вопрос не ответит даже очень грамотный сексопатолог. А уж тем более я.
Игорь ТИМОШИН
газета «Медицина для вас», №20 (120), ноябрь 1997.