Однако всё же вернёмся к главному герою. Ибо случилось мне наткнуться на пару весьма красноречивых отрывков от людей сведущих. Начнём с Его жены - Нины Берия. Родственница капкасского большевика Саши Гегечкори, женой Лаврентия она стала так: «Л.П. ее попросту украл из дома в 1921 году, остриг и держал у себя, пока она не согласилась выйти замуж». Настоящее чекистско-большевицкое романтикэ, вах-вах-вах. По аресте муженька Нина, естественно, села тоже - в Бутырку, откуда в январе 1954 написала на имя Хрущёва письмо. В ём, среди прочего, она признаётся:
«За всё время нашей совместной жизни я видела его дома только в процессе еды или сна, а с 1942 г., когда я узнала от него же о его супружеской неверности, я отказалась быть ему женой и жила с 1943 г. за городом вначале одна, а затем с семьёй своего сына. Я за это время не раз ему предлагала, для создания ему же нормальных условий, развестись со мной с тем, чтобы жениться на женщине, которая может быть его полюбит и согласится быть его женой. Он мне в этом отказывал, мотивируя это тем, что без меня он на известное время может выбыть как-то из колеи жизни. Я, поверив в силу привычки человека, осталась дома с тем, чтобы не нарушать ему семью и дать ему возможность, когда он этого захочет, отдохнуть в этой семье. Я примирилась со своим позорным положением в семье с тем, чтобы не повлиять на его работоспособность отрицательно, которую я считала направленной не вражеским, а нужным и полезным.
О его аморальных поступках в отношении семьи, о которых мне также было сказано в процессе следствия, я ничего не знала. Его измену мне, как жене, считала случайной и отчасти винила и себя, т.к. в эти годы я часто уезжала к сыну, который жил и учился в другом городе».
Текст взят из публикации «Только быстрая смерть меня избавит...» Нина Берия о муже» (Источник. 1994. №2. С. 76), орфография и пунктуация сохранены.
Так-то вот - даже жена была в курсе как минимум некоторых из похождений нашего альфа-самца :о) Стоит ли говорить, что в курсе были и партийные руководители? Один из таких (главред «Вравды», секретарь ЦК и министр иностранных дел), обладатель самой длинной в советском руководстве фамилии «ИпримкнувшийкнимШепилов» :-), в своём мемуаре пишет:
«Само собой разумеется, что Берия не допускал и мысли, что чей-то посторонний взгляд когда-либо может заглянуть в его личные сейфы в Кремле, на Лубянке и дома. С ключами от них он не расставался ни на секунду. И вот эти сейфы вскрыты. Здесь и материалы слежки за членами президиума, прослушивания их разговоров. Здесь заготовки всевозможных будущих допросов и дел, которые могли быть состряпаны против любого руководящего деятеля партии и правительства. Здесь огромные списки - адреса и телефоны девушек и женщин, на которых остановился похотливый взгляд этого морально растленного карателя. Здесь платочки, чулочки, безделушки, которыми он расплачивался с некоторыми партнёршами, разделявшими услады этого Селадона в министерском обличии. О, он, Берия, так щедр!
Он не раз повелевал своим опричникам доставить ему в особняк либо в одну из конспиративных квартир такую-то актрису, или секретаршу, или школьницу. И это выполнялось неукоснительно. После делового дня, следуя из Кремля, он не раз велел своим телохранителям втащить к нему в машину проходящую по тротуару девушку, икры которой ему приглянулись. И такие операции технически выполнялись безупречно. Но ведь он осыпал своих избранниц такими милостями и щедротами! Любые редкостные нпаитки и яства у ложа! Платочки и чулочки! Гарантия умерщвления плода, если сладострастные утехи оставили такой нежелательный след, или отправки новорожденного в государственные ясли...
Сознание безысходности положения было невыносимым, оно жгло грудь, будто туда всадили раскалённый стержень. Чтобы умерить эту боль, он усилием воли вытаскивал из кладовых мозга эротические истории прошлого и пропускал их через сознание. Спортсменка, кинозвезда, продавщица магазина, машинистка, певица, врач, балерина, ещё кинозвезда, стенографистка, школьница - около 300 имён занёс он в свой интимный список распутства, хранившийся в одном из служебных сейфов.
При слове «школьница» в памяти всплыла прошлогодняя история. Мутно-серые, всегда слегка гноящиеся глаза Берии остановились на фигуре проходившей по тротуару девушки-подростка. Она доставлена была к его ложу. Последствием акта насилия для школьницы стала беременность. Вскоре всё стало известно её матери. Пренебрегая великой опасностью, она подкараулила как-то всесильного сановника и со слезами умоляла его спасти дочь. И тут произошло небывалое. До сих пор Берия не останавливался перед прямыми расправами с теми из его жертв, которые осмеливались разгласить такую «государственную тайну» или пытаться искать защиты. Здесь же события развернулись в другом направлении.
В дачном посёлке работников МГБ по Владимирскому шоссе появился вдруг дом с глухим трёхметровым забором. Кто поселился там и что происходило за этим забором, никто, даже из сотрудников МГБ, проживавших в посёлке, не знал. Видела, что за непроницаемые ворота ежедневно проходила крытая автомашина, скорее всего, с продовольствием. Членов семей сотрудников, приближавшихся иногда к таинственной даче в поисках грибов, люди наружной охраны строго предупреждали: «Нельзя здесь ходить».
И только однажды стряпуха из таинственной дачи с опаской прошептала жительнице соседнего участка, что за высоким забором живёт «девочка с грудным ребёнком», а при ней - мать. И приезжает сюда редко-редко какой-то очень большой начальник...
Что произошло в тёмной душе этого феноменального развратника: шевельнулось ли у него чувство жалости к загубленной жизни девочки, родилась ли гордость, что, оказывается, он, Берия, переболевший всеми мерзкими болезнями, может ещё быть отцом ребёнка, - трудно сказать. Известно только, что на второй день после ареста Берии кто-то позвонил у калитки таинственной дачи и громко сказал в смотровое окошечко, чтобы больше не ждали машины с продуктами...»
Сей кусок взят из публикации «Д.Т. Шепилов. Воспоминания» (Вопросы истории. 1998. №8. С. 18-20). И интересно тут то, что Шепилов, по понятным причинам не имевший никакого резона быть комплиментарным по отношению к Хрущёву и его действиям, всё же информацию об ЛПБ под сомнение в принципе не ставит - даже, как мы видели, употребляет весь свой писательский дар, дабы выписать его моральный облик, пытается реконструировать, о чём думал «эффективный менеджер», сидя в узилище. Т.е. знал о нём и его ухватках достаточно.
Насчёт кинозвёзд, кстати: помимо Окуневской, о которой речь уже была, есть сведения о другой, привлекшей внимание «дяди Лары». Это актриса Нато Вачнадзе, «грузинская Вера Холодная» (если верить пиарившему её в 1920-е Госкинпрому республики). Про неё пишут вот что: «Погибла Нато Вачнадзе в авиационной катастрофе. Ходят слухи, что к ее смерти приложил руку Лаврентий Берия, безуспешно добивавшийся благосклонности актрисы». Кстати, произошло это 14 июня 1953-го, совсем незадолго до падения ЛП. Правда, похоже, слухи о его руке - это всё же слухи, ибо самолёт с актрисой потерпел катастрофу из-за удара молнии, а это, согласитесь, с тогдашним техарсеналом подстроить было вряд ли возможно. Да и добивался её ЛПБ явно не в начале 50-х, ибо погибла актриса в возрасте 49 лет. Скорее всего, ухлёстывать если и пытался, то либо в 20-е, на пике её славы, либо в 30-е, на пике своей карьеры в Грузии. В любом случае, дыма без огня не бывает :о)