Интересная рецензия на книги Лебиной «Повседневная жизнь советского города» и Фицпатрик «Повседневный сталинизм». Цитата:
Было бы смешно, кабы не было так грустно...
Осенью 1922 года начался общероссийский деревенский запой. Его масштабы намного превысили обычные осенние сельские возлияния, связанные со сбором хорошего урожая. Факторами экономическими случившееся объяснимо лишь частично. Выяснилось, что многие сельские общества словно вознамерились пропить все, в хмельной водоворот втягивались дети и милиционеры, священники и красноармейцы, коммунисты и нэпманы. Случилось настоящее общенародное "единение во хмелю", которое однако пошло на убыль с началом весенних полевых работ (Павлюченков С.А. Веселие Руси: Революция и самогон // Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль. М., 1997. С. 133-142).
Похоже, что налицо был не обычный (индивидуалистский) поствоенный синдром, связанный с возвращением в деревню демобилизованных, а своего рода языческое празднество чуда спасения. Не приходится удивляться и этому - после одури "военного коммунизма" народ духовно опустился на первобытный уровень. В мае 1921 года - наплыв публики в псковском музее. Оказывается, пронесся слух, что местная баба "родила от коммуниста черта и что его спрятали в банку со спиртом". Народ, естественно, потребовал: "Показывай черта" (Чуковский К. Дневник. 1901-1929. М., 1991. С. 172). Пьянство зимы 1922-23 годов можно рассматривать и как психоз первобытного сатанизма.
Было бы смешно, кабы не было так грустно...