эксперт стокгольмского международного института по исследованию проблем мира Херберт Вульф
- До революции Россия была только клиентом для «оружейных баронов», среди которых лидировали немцы. Ещё в середине 50-х годов доля СССР в мировом экспорте вооружений едва достигала 11%, что значительно меньше 47% для США и 22% - для Англии. Но, вступив в борьбу за влияние в мире, Советский союз сделал ставку на то, чего у него было много, - оружие. Именно с помощью поставок оружия СССР удалось проникнуть на Ближний Восток, в Африку, Азию и даже Латинскую Америку.
В 1985-89 годах СССР поставил за рубеж основных типов оружия на 66,209 миллионов долларов, а США - на 52,862. Это равняется соответственно 37 и 34% мирового экспорта. Франция, Англия и КНР далеко отстают от сверхдержав, хотя и входят в пятёрку лидеров.
...«отдача» от советского экспорта оружия очень часто имеет исключительно политический характер. Поставки далеко не всегда оплачиваются в свободно конвертируемой валюте. В целом этот бизнес для СССР нерентабелен, хотя его масштабы огромны.
...если вы возьмёте опубликованный в «Известиях» список основных должников Советского союза среди развивающихся государств, то его почти без исправлений можно читать и списком ведущих зарубежных клиентов оборонной промышленности СССР. Чем способны расплатиться Куба, Вьетнам, Камбоджа или Афганистан? Только последний получил в 1985-89 годах советской боевой техники на 4,3 миллиарда долларов. Его долг лишь увеличивает совокупную задолженность Советскому союзу со стороны таких стран, как Ангола, Северная Корея, Египет. Есть, конечно, и платёжеспособные клиенты: Индия - ведущий мировой импортёр оружия - за последние пять лет закупила в СССР техники на 12,4 миллиарда долларов. Ирак, Сирия, Ливия - также на миллиарды. Но сделки с ними обычно подразумевают советские кредиты, встречные поставки некачественных товаров и другие невыгодные для СССР условия.
Если в американском экспорте на промышленно развитые страны (а они платят в свободно конвертируемой валюте) приходится 75%, а на развивающиеся - 25%, то в советском экспорте картина прямо проттивоположная.
«Новое время», 1990, №47, с. 18.