afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Categories:

Проклятый полёт (?)

Вчера всё прогрессивное человечество, которое не в трауре, праздновало очередную годовщину славного рывка человечества в космос посредством полёта Ю.А. Гагарина. Самому событию я всё же считаю нужным сделать «ку», ибо действительно экстраординарным оказалось оно.

Меня другое заинтересовало - я тут собирал потихоньку всякую инфу, и на что обратил внимание: мало того, что сам полёт был в большой степени авантюрой, так он ещё и плохо кончился для необычно большого числа непосредственно связанных с ним людей. Раскрою тему.

Прежде всего, насчёт самого полёта Википедия врёт следующее: Из пяти пусков предшествующих полёту Ю. А. Гагарина удачными были только три. «Если бы сейчас положили на полигоне корабль «Восток» и все современные главные сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы пускать такой ненадёжный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полёта. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали. — Борис Черток, академик РАН.

То есть космонавты рисковали изначально и руководство предусмотрительно решило подстраховаться: «Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым».

Но, как бы то ни было, а Гагарин-таки слетал (хотя по данному поводу у отдельных отщепенцев имеют место быть сомнения - но мы решительно отвергаем!). И вот с этим полётом связана первая трагедия - дело в том, что изначально, с мая 1960, готовили шесть человек, из которых двое выбыли по медицинским причинам. На замену одному из них был выбран лётчик ВВС Валентин Бондаренко. 23 марта 1961 он заканчивал тренировку в барокамере и погиб из-за несчастного случая: «После проведения медицинских тестов Бондаренко, сняв прикрепленные к телу датчики и протерев кожу смоченной в спирте ватой, отбросил её, случайно попав на спираль нагревателя". В насыщенной кислородом атмосфере пламя быстро охватило все маленькое пространство барокамеры».

Интересно, что аналогичная трагедия произошла 27 января 1967 в США: во время тренировки в кабине космического корабля «Аполлон-1» произошло воспламенение насыщенной кислородом атмосферы, из-за чего погибли три астронавта: «Не имея сведений о советской катастрофе, инженеры НАСА проявили небрежность при использовании чисто кислородной атмосферы. На "Аполлоне-1" (как и в советской барокамере) были использованы материалы, которые, как оказалось, становятся очень огнеопасными в атмосфере, обогащенной кислородом, на "Аполлоне-1" (как и в советской барокамере) не было люка для аварийного покидания кабины; на "Аполлоне-1" (как и в советской барокамере), не было никакого эффективного противопожарного оборудования»...
Сведения о том, что в обогащенной кислородом атмосфере из-за пожара погиб советский космонавт могли предотвратить повторение этой трагедии в Америке
.

После первого космического полёта связанных с его подготовкой и проведением людей как будто начал преследовать злой рок - судите сами:

28 мая 1963 — при выполнении тренировочного парашютного прыжка погиб руководитель парашютной подготовки советских космонавтов Николай Никитин. Среди подготовленных им: Гагарин, Титов, Попович, Николаев, Быковский, Волынов, Терешкова, Соловьева, Пономарёва и другие.

3 января 1965 — спустя сутки после автомобильной катастрофы умер инженер-эксперт в области авиационных двигателей и ракетных двигателей Семён Косберг. Он в своё время возглавлял воронежское КБ «Химавтоматика», которое разрабатывало двигатель для корабля «Восток»: по воспоминаниям участников старта, первые слова Первого Космонавта, произнесенные после того, как наступила невесомость были: "Косберг сработал!".

14 января 1966 — во время операции по удалению злокачественной опухоли умер сам руководитель советского космического проекта С.П. Королёв.

18 февраля 1966 — на станции Ипполитовка (Приморский край) погиб, упав в пьяном виде под поезд, лётчик морской авиации Григорий Нелюбов. Он был членом первого отряда советских космонавтов и запасным Гагарина, должен был совершить в том же году один из следующих полетов после гагаринского, но за нарушение воинской дисциплины (стычка с военным патрулём в пьяном виде) был отчислен из отряда.

24 апреля 1967 — во время своего второго космического полёта (на корабле «Союз-1») погиб Владимир Комаров, который также был членом первого отряда советских космонавтов: во время спуска с орбиты у корабля отказала парашютная система, спускаемый аппарат на большой скорости врезался в землю и загорелся. «Запуск Владимира Комарова на корабле "Союз-1" был приурочен к празднованию Дня международной солидарности трудящихся, ... в конструкторском бюро знали, что корабль ещё не был полностью испытан, и что требовалось определенное время для его окончательной отработки и начала эксплуатации. Но коммунистическая партия приказала провести запуск».

Дублёром Комарова в этом полёте был... сам Гагарин. Черёд которого пришёл менее чем через год - он погиб 27 марта 1968 во время учебно-тренировочного полёта на самолёте «МиГ-15». Вместе с ним погиб его инструктор Владимир Серегин. Гагарин в этом полёте был учеником — он восстанавливал лётные навыки после длительного перерыва. «О том, что эта гибель была неслучайной, говорит еще один факт: техник этого самолета в тот же день покончил собой. Его нашли задушенным электрическим проводом. Стоит ли говорить, что причин для самоубийства у него не было».

На этом смерти не прекратились:

10 января 1970 — ушёл из жизни очередной член первого отряда космонавтов Павел Беляев. Официальная причина смерти - перитонит после операции на кровоточащей язве. Никаких объяснений по поводу того, как такая простая операция могла пройти столь катастрофично для такого героя, никогда не приводилось.

Беляев был командиром корабля во время полёта, когда Алексей Леонов (тоже член первого отряда космонавтов) совершил первый в мире выxод в космос. Этот полёт был полон нештатных ситуаций: разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации, Беляев вручную ориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми... Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели.
Жизнь же Леонова снова подверглась опасности 22 января 1969: он находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным во время покушения на Брежнева, но не пострадал.


30 июня 1971 — при возвращении на Землю космического корабля «Союз-11» в результате быстрой разгерметизации спускаемого аппарата погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Двое из экипажа были непосредственно связаны с полётом 12 апреля 1961 - Волков («В 1959-61 годах работал инженером ОКБ-1 (ныне – РКК «Энергия»); был конструктором-компоновщиком. В 1961-66 годах – заместитель ведущего конструктора кораблей «Восток» и «Восход»; участвовал в проектировании, разработке, отработке при испытаниях и пусках космических кораблей») и Пацаев («В 1958 году перешёл на работу в КБ С.П. Королёва. Успешно сдал кандидатский минимум и поступил в аспирантуру. В 1968 году зачислен в отряд космонавтов»).

2 октября 1980 — в результате несчастного случая (поскользнувшись в ванной комнате своей квартиры на кафельных плитках, сильно ударился головой) погиб лётчик-истребитель Валентин Варламов, член первого отряда космонавтов СССР, из которого выбыл из-за повреждения шейных позвонков (его и заменил тогда Бондаренко).

Впрочем, страдали не только космонавты, но и вся советская космическая отрасль в целом - годы руководства ею преемником Королёва Василием Мишиным (1966-74) оказались, пожалуй, наиболее неудачными в её истории со всех точек зрения.

Более того - прилетело и главному энтузиасту покорения космоса Хрущёву: 14 октября 1964 он был смещён со своих постов первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совмина и отправлен на пенсию.

Итог, согласитесь, впечатляет - один-единственный полёт и столько жертв (причём основная их часть пришлась на ближайшие 10 лет)! Как всё это прокомментировать с рациональных позиций - прямо теряюсь. Мистика, не иначе...
Tags: История, Совдепия, Ссылки
Subscribe

  • Про сталинизм и советизм

    Недостатка в исследованиях сталинщины и вообще советского периода, как известно, нет - но когда это кого-либо останавливало! И вот совсем недавно,…

  • Про Чернобыль, экологию и социализм

    Сегодня, оказывается, 35 лет Чернобылю. Удивительное совпадение: вчера скачал и, что бывает нечасто, сразу стал читать книжку под названием…

  • Хороший текст

    «Социалистические принципы не подлежат пересмотру!» – заклинал Фидель. В этом суть любого НЭПа, будь то советский, югославский, польский,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Про сталинизм и советизм

    Недостатка в исследованиях сталинщины и вообще советского периода, как известно, нет - но когда это кого-либо останавливало! И вот совсем недавно,…

  • Про Чернобыль, экологию и социализм

    Сегодня, оказывается, 35 лет Чернобылю. Удивительное совпадение: вчера скачал и, что бывает нечасто, сразу стал читать книжку под названием…

  • Хороший текст

    «Социалистические принципы не подлежат пересмотру!» – заклинал Фидель. В этом суть любого НЭПа, будь то советский, югославский, польский,…