afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Categories:

Девушка и смерть

Сегодня удачный день, чтобы опубликовать один текст: о том, как бесстрашная советская студентка, комсомолка и просто красавица (наверное, вот тут не в курсе) жостко проглумилась над самим вошьдём народов.

Предыстория такова: Джугаш к концу своего физического существования зачем-то решил покрыть, аки бык, все ранее непокрытые науки, через что влез, среди прочего, в языкознание. С присущей большевицкой последовательностью он ниспроверг ранее лелеемого им шарлатана Марра (это, пожалуй, единственный плюс), после чего выдал комплект рассуждений, которые сейчас интересны только либо его фанатам, либо исследователям. В основном этот наскок вошьдя запомнился через стишок Юза Алешковского. Кому вдруг захочется изучить - пожалуйте.

Я же выложу письмо, которое по прочтении «нетленки» направила в июне 1950-го на имя вошьдя гражданка Н.С. Кошкина. Собственно, и ознакомьтесь - я только опустил алаверды и пр. воду, оставив суть:
…Ваша статья «Относительно марксизма в языкознании» представила для меня большую трудность. Вы научили нас, Иосиф Виссарионович, ничего не принимать на веру, стремиться всё понять, верить только тому, что убеждает. Понимаю, что все мои сомнения, возникшие в связи с Вашей статьёй – плод неправильного понимания мною марксизма и неправильного применения его к языкознанию. Но я хочу понять, в чём именно я ошибаюсь. Жить дальше с такими сомнениями в душе я не могу…

Вы утверждаете, Иосиф Виссарионович, что язык не есть надстройка над базисом на том основании, что при смене одного базиса другим старая надстройка сменяется новой, а язык остаётся тем же самым.

По этому поводу мне хотелось бы попросить Вас. Иосиф Виссарионович, ответить на два вопроса:
1. Что Вы называете языком?
2. Что значит старая надстройка сменяется новой?

Энгельс называет язык «действительностью мысли», «практическим сознанием человека». Исходя из этих положений, мы делали следующие выводы: мышление – процесс, происходящий в мозгу человека… С помощью наших органов речи мы превращаем его в нечто материальное (звуки, движение слоёв воздуха) и, превратившись в нечто материальное, этот процесс получает название языка.

Иосиф Виссарионович, Вы, говоря о языке, говорите только о его словарном фонде и грамматическом строе языка. Но ведь словарный фонд и грамматический строй языка – это только форма языка, содержанием его является мысль. Словарный фонд и грамматический строй языка в жизни могут существовать только в качестве грамматик и словарей, но не как живой реальный язык, который служит средством общения людей. Язык состоит не из набора слов, а из законченных предложений, каждое из которых заключает в себе мысль. Без мысли нет языка, ибо нет формы без содержания.

Вы, Иосиф Виссарионович, рассматриваете только форму языка и выводы переносите на всё целое (простите, Иосиф Виссарионович, но так кажется моему, вероятно, недиалектическому мышлению). На том основании, что в языке двух рядом стоящих эпох грамматический строй и основной словарный фонд остаётся тем же самым, Вы утверждаете, что и язык остаётся тем же самым.

Если же язык рассматривать как единство формы и содержания, то язык нового общества, например, социалистического общества нашей страны является новым по отношению к языку старого общества, капиталистического… в том смысле, что он выражает новое мышление нового общества. В то же время он остаётся тем же самым в том смысле, что по форме – это тот же русский язык…

Что значит старая надстройка сменяется новой?
Значит ли это, что старая надстройка совершенно уничтожается, а новая строится на голом месте? Разве новое не несёт в себе старого?

…смена старого новым заключается, прежде всего, в смене содержания. Это, конечно, не значит, что форма не изменяется… только изменения эти мало заметны, если мы берём две рядом стоящие эпохи.
Действительность, реальная жизнь отражается в мозгу человека в виде политических, философских, правовых и др. воззрений… Политические, правовые и др. воззрения реально существуют как язык. Без языка они не могут существовать.

Мне непонятно, Иосиф Виссарионович, как же могут входить политические, философские и др. воззрения в надстройку без языка, если сами они без языка не могут существовать?

И ещё, Иосиф Виссарионович, я не понимаю, что значит «словарный фонд языка поступает в распоряжение грамматики языка»?

Словарный состав языка – это нечто материальное, существующее в жизни, а грамматика – наука, собрание правил, абстрагированных от реальных связей, существующих в языке. Не потому существует язык, что существует грамматика, а, наоборот, грамматика существует потому, что существует язык. Мне непонятно, Иосиф Виссарионович, как может словарный запас языка получать осмысленный характер благодаря грамматике, если говорящий, употребляя в своей речи словарный состав, не думает ни о правилах, ни о грамматике? Мне казалось, что словарный состав языка, отдельные слова получают осмысленный характер потому, что говорящий мыслит. Для моего, вероятно, недиалектического мышления «словарный состав получает величайшее значение, когда он поступает в распоряжение грамматики языка» звучит так же, как если бы сказать: «производительные силы общества получают величайшее значение, когда они поступают в распоряжение политической экономии» и т.д.

Дорогой Иосиф Виссарионович, объясните, пожалуйста, как же нужно понимать это Ваше предложение.
Я не понимаю, Иосиф Виссарионович, как можно говорить, что язык остаётся тем же самым. Ясно, что остаётся неизменной способность человека говорить, мыслить, дышать, трудиться и т.д. Но язык ведь не есть способность человека говорить, язык – продукт способности человека мыслить и говорить. Как же он может оставаться тем же самым, если «ни мысль, ни язык не представляют собой особого царства», если «они суть только проявления действительной жизни» (Маркс, Энгельс).

Если язык есть проявление действительной жизни, которая развивается по определённым законам, то как может язык оставаться тем же самым или развиваться по другим законам?

Дорогой Иосиф Виссарионович, я не сомневаюсь, что я в чём-то ошибаюсь. Но я сама не могу найти свою ошибку…

Мне необходимо знать свои ошибки, чтобы иметь возможность до конца понимать Ваши слова. Хочу не просто верить Вам, хочу быть убеждённой в том, что и эта Ваша статья истинна, так же как я убеждена в справедливости каждого Вашего слова, сказанного Вами до сих пор.

Глубоко извиняюсь за причинённое Вам беспокойство.
С горячим комсомольским приветом
Студентка IV-го курса филологического факультета Ленинградского государственного университета
3 июня 1950


[РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 337, л. 10-15. Опубликовано: Советская жизнь, 1945-1953. М., 2003. С. 487-491.]

Так-то вот, господа. Замечу, что написано, вроде бы, искренне, но, убеждён, с подспудным глумлением. Полагаю, что так писульку стремительно приходящего в физическую негодность тирана и восприняли в соответствующих кругах - разве что, в отличие от бесстрашной студентка, писем ему не писали. Ну да что возьмёшь с задорной молодости :о)

Что стало с гражданкой Кошкиной - история умалчивает, надеюсь, ничего плохого, хотя вот профессор Ярошенко, осмелившийся годом позже возбухнуть против сталинских потуг в политэкономии, огрёб по полной программе...

И вообще, ИВС фигура вряд ли демоническая - скорее, комическая.
Tags: История, Совдепия
Subscribe

  • Про «царизм»

    Очередная годовщина гибели Царской Семьи - хороший повод рассказать о мероприятии, на котором я побывал аж в 2019 году. Репортаж о нём - тут, но мне…

  • Про американских президентов и «нулевые» годы

    Читаю книгу Пола Джонсона «Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы» (хорошая, интересная, много неожиданного). Наталкиваюсь на ранее…

  • Про дневники Николая II

    В день рождения Государя сам писать ничего не буду, дам лучше ссылку на хороший материал: «Каким был Николай II: свидетельство дневников». Автор -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • Про «царизм»

    Очередная годовщина гибели Царской Семьи - хороший повод рассказать о мероприятии, на котором я побывал аж в 2019 году. Репортаж о нём - тут, но мне…

  • Про американских президентов и «нулевые» годы

    Читаю книгу Пола Джонсона «Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы» (хорошая, интересная, много неожиданного). Наталкиваюсь на ранее…

  • Про дневники Николая II

    В день рождения Государя сам писать ничего не буду, дам лучше ссылку на хороший материал: «Каким был Николай II: свидетельство дневников». Автор -…