afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Category:

Имперский попс

И немного об эстраде дореволюционной России. Нашёл я как-то аудиокассету с песнями в исполнении М. Вавича - послушать оные не удалось (на кассету ценители записали что-то вроде «Золотого кольца»), однако текст на вкладке показался интересным. Вот расшифровка:
Михаил Вавич (1881-1931) вырос в обедневшей дворянской семье. С детства любил петь, быстро запоминал мелодии. У него был очень приятный высокий голос – дискант – с двухоктавным диапазоном. Рано проявил рвение к нотной грамоте и игре на фортепьяно. Позже стал писать стихи и сочинять музыку.

В двадцатилетнем возрасте его голос полностью окреп и превратился в редкий по красоте тембра бас. Именно в это время Вавича с особенной силой увлекает оперетта и традиционный, старинный, городской и, особенно, цыганский романсы.

Он обладал яркой сценической внешностью – высокий рост, выразительные глаза, правильные черты лица… Им заинтересовался московский меценат П. Тумпаков, который содержал опереточную группу и выступал с нею в Петербурге, Москве и других крупных городах.

Какое-то время Вавич выступал в труппе статистом. Исполнение маленьких ролей помогало ему обретать и оттачивать актерское мастерство. В сезоне 1906/07 гг. театр гастролировал в Петербурге в Панаевском театре с опереттой Легара «Веселая вдова». Вавич и на сей раз получил скромную партию – партию виконта Коскалы (минимум текста и почти без пения), Тогда режиссер предложил ему спеть необыкновенно мелодичную песенку «Качели» В. Гоменлора и на премьере эта роль неожиданно стала одной из самых выигрышных. Артисты хора стояли сзади и раскачивали качели – М.И. Вавич пел ставшую очень популярной песенку. «Тихо и плавно качаясь…» Успех ее был столь велик, что через некоторое время во всех музыкальных магазинах продавались красочно оформленные ноты «Качели» с портретом Вавича. Певца стали приглашать записываться на пластинки. Его имя обретает поистине всероссийскую известность. Ему поручают самые ответственные роли во всех постановках Тумпакова.

В 1907 г. в оперетте В. Виленского «Ночь любви» по ходу действия Вавич спел цыганский романс «Очи черные» – и снова слушателей поразили его мастерство и проникновенность исполнения. Можно считать этот год годом прихода Вавича на эстраду. Он начинает систематически выступать на эстраде с концертами, в которые включает старинные русские и цыганские романсы. В том же году сочиненный им романс «Грусть и тоска безысходная» был очень хорошо принят публикой.

Журнал «Театр и искусство» №36 в сентябре 1909 г. сообщает в разделе «Маленькая хроника» (стр. 608) «Последний крик рекламы … Опереточный артист г-н Вавич, отправившийся в очередное турне, так себя рекламирует: «Обладая редким по красоте и силе звука голосом М.И. Вавич впервые предпринял концертное турне по России, пользуясь перерывом между летним и зимним сезонами, но, несмотря на это, имя артиста и его голос уже знакомы каждому граммофону, так как пластинка, напетая выдающимся артистом Вавичем, является как бы необходимостью каждого граммофона!» Как видно из этого отрывка излишней скромностью «г-н Вавич» не страдал.

В 10-е годы Вавич был одним из первых, входивших в число звезд новой русской эстрады, родоначальниками и яркими представителями которой были: Л. Вяльцева, Н. Тамара, Ю. Морфесси. Морфесси был другом Вавича, они много и долго выступали вместе в различных театральных постановках и на гастролях.

За период с 1908 по 1916 г. Вавич записывает очень много пластинок с русскими песнями и романсами и, конечно же, столь близкими его сердцу цыганскими романсами. До нашего времени сохранилось не более семидесяти его пластинок.
Действительно, Вавич был страстным любителем пения в сопровождении настоящих цыганских хоров. Да и современники отмечали, что он был «черный как цыган и такой же быстрый в движениях!»

Целый ряд романсов и песен, бывших на «слуху» у публики того времени, связывались непременно с именем М.И. Вавича: «Время изменится» – сочинения Б. Борисова, «Ночи безумные» – слова неизвестного автора, музыка Я.Ф. Пригожего, «Пара гнедых» – А. Апухгин – Я. Пригожий, «Вот, что наделали песни твои» - М. Штейнберга, «Очи черные» – музыка П. Германа – австрийского композитора, «Забыли Вы» – музыка Оппеля, «Умер бедняга» – русская народная песня – и многих других.

Революция 1917 г. заставила прекратить его свои выступления в театрах и на эстрадах Петербурга и Москвы. Большая группа артистов во главе с Вавичем и В. Ковецкой оказалась на Украине. Затем многие годы гастроли продолжались в Польше, Румынии, Австрии, Германии и в других европейских странах.

В начале 30-х годов судьба заносит артиста во Францию (к этому времени Вавич уже не пел), где он и умер в полной неизвестности 11 апреля 1931 г.

Валентин Стабуров
Tags: История, Российская Империя
Subscribe

  • Про бессребреника

    На днях по делам искал инфу про сына Гришина - бывшего московского персека. Удивительно, ничего больше пары строчек не нашёл. Умеют же инфу прятать!…

  • Про «царизм»

    Очередная годовщина гибели Царской Семьи - хороший повод рассказать о мероприятии, на котором я побывал аж в 2019 году. Репортаж о нём - тут, но мне…

  • Про американских президентов и «нулевые» годы

    Читаю книгу Пола Джонсона «Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы» (хорошая, интересная, много неожиданного). Наталкиваюсь на ранее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments