И немного об эстраде дореволюционной России. Нашёл я как-то аудиокассету с песнями в исполнении М. Вавича - послушать оные не удалось (на кассету ценители записали что-то вроде «Золотого кольца»), однако текст на вкладке показался интересным. Вот расшифровка:
Михаил Вавич (1881-1931) вырос в обедневшей дворянской семье. С детства любил петь, быстро запоминал мелодии. У него был очень приятный высокий голос – дискант – с двухоктавным диапазоном. Рано проявил рвение к нотной грамоте и игре на фортепьяно. Позже стал писать стихи и сочинять музыку.
В двадцатилетнем возрасте его голос полностью окреп и превратился в редкий по красоте тембра бас. Именно в это время Вавича с особенной силой увлекает оперетта и традиционный, старинный, городской и, особенно, цыганский романсы.
Он обладал яркой сценической внешностью – высокий рост, выразительные глаза, правильные черты лица… Им заинтересовался московский меценат П. Тумпаков, который содержал опереточную группу и выступал с нею в Петербурге, Москве и других крупных городах.
Какое-то время Вавич выступал в труппе статистом. Исполнение маленьких ролей помогало ему обретать и оттачивать актерское мастерство. В сезоне 1906/07 гг. театр гастролировал в Петербурге в Панаевском театре с опереттой Легара «Веселая вдова». Вавич и на сей раз получил скромную партию – партию виконта Коскалы (минимум текста и почти без пения), Тогда режиссер предложил ему спеть необыкновенно мелодичную песенку «Качели» В. Гоменлора и на премьере эта роль неожиданно стала одной из самых выигрышных. Артисты хора стояли сзади и раскачивали качели – М.И. Вавич пел ставшую очень популярной песенку. «Тихо и плавно качаясь…» Успех ее был столь велик, что через некоторое время во всех музыкальных магазинах продавались красочно оформленные ноты «Качели» с портретом Вавича. Певца стали приглашать записываться на пластинки. Его имя обретает поистине всероссийскую известность. Ему поручают самые ответственные роли во всех постановках Тумпакова.
В 1907 г. в оперетте В. Виленского «Ночь любви» по ходу действия Вавич спел цыганский романс «Очи черные» – и снова слушателей поразили его мастерство и проникновенность исполнения. Можно считать этот год годом прихода Вавича на эстраду. Он начинает систематически выступать на эстраде с концертами, в которые включает старинные русские и цыганские романсы. В том же году сочиненный им романс «Грусть и тоска безысходная» был очень хорошо принят публикой.
Журнал «Театр и искусство» №36 в сентябре 1909 г. сообщает в разделе «Маленькая хроника» (стр. 608) «Последний крик рекламы … Опереточный артист г-н Вавич, отправившийся в очередное турне, так себя рекламирует: «Обладая редким по красоте и силе звука голосом М.И. Вавич впервые предпринял концертное турне по России, пользуясь перерывом между летним и зимним сезонами, но, несмотря на это, имя артиста и его голос уже знакомы каждому граммофону, так как пластинка, напетая выдающимся артистом Вавичем, является как бы необходимостью каждого граммофона!» Как видно из этого отрывка излишней скромностью «г-н Вавич» не страдал.
В 10-е годы Вавич был одним из первых, входивших в число звезд новой русской эстрады, родоначальниками и яркими представителями которой были: Л. Вяльцева, Н. Тамара, Ю. Морфесси. Морфесси был другом Вавича, они много и долго выступали вместе в различных театральных постановках и на гастролях.
За период с 1908 по 1916 г. Вавич записывает очень много пластинок с русскими песнями и романсами и, конечно же, столь близкими его сердцу цыганскими романсами. До нашего времени сохранилось не более семидесяти его пластинок.
Действительно, Вавич был страстным любителем пения в сопровождении настоящих цыганских хоров. Да и современники отмечали, что он был «черный как цыган и такой же быстрый в движениях!»
Целый ряд романсов и песен, бывших на «слуху» у публики того времени, связывались непременно с именем М.И. Вавича: «Время изменится» – сочинения Б. Борисова, «Ночи безумные» – слова неизвестного автора, музыка Я.Ф. Пригожего, «Пара гнедых» – А. Апухгин – Я. Пригожий, «Вот, что наделали песни твои» - М. Штейнберга, «Очи черные» – музыка П. Германа – австрийского композитора, «Забыли Вы» – музыка Оппеля, «Умер бедняга» – русская народная песня – и многих других.
Революция 1917 г. заставила прекратить его свои выступления в театрах и на эстрадах Петербурга и Москвы. Большая группа артистов во главе с Вавичем и В. Ковецкой оказалась на Украине. Затем многие годы гастроли продолжались в Польше, Румынии, Австрии, Германии и в других европейских странах.
В начале 30-х годов судьба заносит артиста во Францию (к этому времени Вавич уже не пел), где он и умер в полной неизвестности 11 апреля 1931 г.
Валентин Стабуров