Годы охвата — с 1930 по 1952, содержание как обычно: природные катаклизмы, техногенные катастрофы, несчастные случаи и прочие «нездоровые обывательские сенсации», о которых советским гражданам знать не полагалось.
Пеар приветствуется. Дополнительная или отсутствующая информация — тоже.
2 июля
на ст. Песочная Московско-Курской железной дороги произошло крушение: машинист паровоза не заметил запрещающего сигнала, паровоз вспорол стрелку и сошёл с рельс с багажным и 3 пассажирскими вагонами. 4 пассажира погибли, 5 ранены.
22 июля
пассажирский поезд Вологда-Ленинград потерпел крушение на перегоне Кипелово-Чёбсара, паровоз и 3 пассажирских вагона сошли с рельс. Погибших нет, 1 чел. тяжело ранен.
22 сентября
Кульское (Файзабадское) землетрясение (Таджикская ССР) интенсивностью 8-9 баллов, сопровождалось громким подземным гулом. Разрушено много кишлаков, на почве склонов гор образовались трещины, небольшие обвалы и оползни. Под развалинами строений погиб 151 чел., 500 ранено.
1 июня
крупный пожар в г. Псков: сгорели 72 жилых дома и 4 государственных здания, пострадало 200 чел. Сильный ветер способствовал распространению огня, тушение продолжалось сутки, понадобилась помощь пожарных из окрестных городов и Ленинграда.
Июль
сильный паводок на р. Кубань рядом с г. Краснодар. В низовьях реки затоплено 400.000 га земли, в т.ч. 103.000 га посевов, разрушена железная дорога. Материальный ущерб составил 20,5 млн. руб. (в ценах того времени).
13 июля
служащий МГК ВКП(б) А.Г. Соловьев записывает: «Сегодня все встревожены большим несчастьем. Трагически погибли 8 командиров Красной Армии при крушении самолёта в районе платформы Алабино Западной железной дороги. Самолёт упал в лес. Все разбились».
Весна
катастрофическое наводнение на р. Селенга и Уда (Бурятская АССР): в районе г. Верхнеудинск уровень водя поднялся на 2,2 м и держался 70 дней, были затоплены дома и предприятия, пострадали посевы. Последнее наводнение такого размаха имело место в 1785.
1 июля
газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Вчера в 4 часа дня над Москвой пронесся сильнейший ливень с грозой. А в Останкине и в Погонно-Лосиноостровском было 11 случаев поражений молнией. Пострадавшие каретой «Скорой помощи» были привезены в Москву. Во время грозы — с 4 часов 30 минут до 6 часов вечера — было прервано междугородное телефонное сообщение почти со всеми городами. Все дневные представления и гулянья в парках и садах были прерваны».
13 июля
газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Огромной силы ливень прошел в некоторых районах города 11 июля. Во Фрунзенском районе, например, были сплошь залиты потоками воды некоторые улицы и площади (Хамовническай набережная, у Крымского моста). В Тёплом переулке наблюдали переправу через улицу на самодельных плотах. Трамвайное движение на некоторых линиях было остановлено на полчаса».
Октябрь
во льдах Чукотского моря застрял пароход «Челюскин» с экипажем более 100 чел. под командованием О.Ю. Шмидта, пытавшийся пройти Северным морским путём за одну навигацию. 4 месяца корабль дрейфовал во льдах, пока 13 февраля 1934 их давлением не разорвало корпус (на судне в этот момент находилось 105 чел., 1 погиб). Команда эвакуирована на лёд, образовав «лагерь Шмидта». 13 апреля все челюскинцы перевезены самолётами на материк.
8 октября
В г. Сочи в результате ливневых дождей разрушено оползнем здание лечебницы доктора В.Ф. Подгурского.
21 ноября
во время испытательного полёта тяжёлого бомбардировщика «Калинин К-7» на высоте 100 м из-за поломки заклинило ручное управление, самолёт вошёл в пике и на максимальной скорости врезался в землю. Погибли 14 чел. (пассажиры и члены экипажа), 5 членов экипажа выжило.
30 января
советский стратостат «Осоавиахим-1» впервые в мире достиг высоты 22.000 м. Однако при спуске потерпел катастрофу и все члены экипажа (3 чел.) погибли.
30 марта
на станции Саратов-1 произошло столкновение 2 товарных поездов (№625 и №712). При столкновении разбито 2 паровоза, 20 цистерн, повреждён путь, из цистерн вытекло 100 т керосина, залив путь. Движение поездов прекращено на 15 часов.
31 августа
Арганкульское землетрясение (Таджикская ССР) интенсивностью 8-9 баллов, сопровождалось подземным гулом. Под развалинами построек погибло свыше 100 чел. и несколько сотен голов рогатого скота; несколько сотен чел. ранено.
Январь
бора (сильный и порывистый ветер с ледяным дождём, приносящий в зимнее время значительное похолодание) выбросила на западный берег бухты г. Новороссийск (Краснодарский край) датский корабль «Борнхольм», стоявший в порту.
1 мая
первоначальная дата пуска Московского метрополитена, перенесенная на 2 недели позже из-за технических неполадок (главным образом, течи в туннелях).
18 мая
в районе Центрального аэродрома (Ходынка) в Москве потерпел крушение самый большой в мире пассажирский самолёт АНТ-20 «Максим Горький», совершавший демонстрационный полет. Пилот сопровождающего самолёта ЦАГИ начал совершать фигуры высшего пилотажа и, не справившись с управлением, ударил в крыло «МГ», который вошёл в пике и, разрушаясь в воздухе, рухнул на землю в районе аэродрома. Погибло свыше 60 чел. — все, находившиеся в обоих самолётах. После гибели «МГ» объявлен сбор средств на постройку 16 таких же самолётов, собрано 68 млн. руб., но построен лишь один гигант (см. 1942), судьба остальных средств неизвестна.
8 октября
сильное землетрясение в районе кишлаков Арганкуль и Мионаду (Таджикская ССР) интенсивностью 8-9 баллов. Под развалинами строений погибло 112 чел., большое количество домашнего скота, 385 чел. ранено.
23/24 октября
во время спуска неподалёку от г. Петрозаводск загорелся дирижабль «СССР И-7 бис». Погиб 1 чел.
29 ноября
во время испытания пассажирского самолёта «ЗиГ-1» из-за разрушения в полёте горизонтального оперения произошла катастрофа, в которой погибли 6 членов экипажа, включая конструктора самолёта инженера А.В. Кулёва.
3 августа
во время лесных пожаров полностью сгорел рабочий посёлок лесозаготовителей Курша-2 (в районе Центральная Мещера Рязанской области). Часть населения пыталась эвакуироваться на поезде, предназначенном для вывоза леса, но огонь успел перерезать ему дорогу. Всего погибло примерно 1200 чел. (районная газета сообщила о 250 жертвах), а также домашний скот. Из всего населения посёлка, поселений на лесосеках, а также личного войсковых частей, брошенных на борьбу с огнем, выжило немногим более 20 чел. На траурном митинге во время похорон выступил Н.С. Хрущёв. [1]
7 ноября
во время воздушного парада на одном из тяжёлых самолетов в полёте над Москвой поломался коленчатый вал мотора. В результате отвалились пропеллер и отдельные части мотора, которые упали на улицу Большая Дмитровка и убили 3 человек, ещё 8 получили ранения. Самолёт на трёх моторах продолжал полёт и благополучно приземлился на аэродроме.
Весна
катастрофическое наводнение на р. Енисей: на реке возникли ледовые заторы, из-за чего вода вышла из берегов и обрушилась на г. Енисейск, уничтожая дома, людей и животных, смывая посевы.
28 мая
в Подмосковье, у г. Звенигород, начался сильнейший шквал, который вскоре пронесся над Москвой. Скорость ветра достигала 35 м/с, причем нарастание силы ветра произошло сразу, скачком. Шквал продолжался несколько минут, сопровождаясь грозой, ливнем и градом. Капли дождя, раздробленные ветром, неслись сплошной завесой, подобно снежному бурану. В наступивших сумерках нельзя было ничего различить в 3 шагах. В гуле шквала тонули раскаты грома. Громадные деревья ветер вырывал с корнем, срывал крыши, уносил заборы, выдавливал стекла в окнах, температура понизилась на 12°С. Разрушения прослеживались более чем на 100 км. [1]
13 августа
во время полёта над Арктикой исчез самолёт «СССР Н-209», летевший в США с коммерческим грузом на борту. Экипажем из 6 чел. командовал герой Советского союза С.А. Леваневский (участвовал в эвакуации челюскинцев в 1934). В эти дни над Арктикой бушевал мощный циклон, к тому же вскоре после вылета отказал крайний правый мотор. Поиски самолёта продолжались до мая 1938, но никаких следов его обнаружено не было.
5 февраля
дирижабль «СССР В-6» («Осоавиахим»), посланный для спасения дрейфующих на льдине папанинцев, в сложных метеорологических условиях (непогода, метель, сильный туман) врезался в гору Небло недалеко от г. Кандалакша (Мурманская область), взорвался и сгорел. Погибли 13 чел., спаслись 6. После этого случая строительство дирижаблей такой конструкции было прекращено. [1]
18 июля
в г. Донецк (Украинская ССР) потерпел крушение субстратостат «ВВА-I» с экипажем из 4 стратонавтов, изучавших влияния высотного давления на организм человека: на большой высоте отказало кислородное оборудование, а индивидуальное кислородное оборудование не справилось с поддержанием жизнеобеспечения, экипаж погиб от удушья. Гондола упала на территории центрального парка культуры и отдыха, субстратостат при падении попал на линию электропередачи, его шар взорвался, будучи заполнен водородом. [1]
6 августа
в районе Бескудниково (Москва) в результате взрыва оболочки потерпел катастрофу дирижабль «СССР В-10». Причина: небрежное наземное обслуживание корабля (не сняты заглушки с выпускных клапанов). Погибли 6 чел. Так в течение полугода советское дирижаблестроение потеряло лучших и опытнейших воздухоплавателей.
Сентябрь
самый дождливый месяц в Москве за всю историю метеорологических наблюдений. Во второй декаде в столице за одни только сутки 17 сентября выпало до 34 мм осадков.
4 октября
в Хабаровском крае в результате столкновения с самолётом «Дуглас ДС-3» потерпел катастрофу тяжёлый бомбардировщик «ТБ-3», участвовавший в поиске пропавшего (но вообще-то уже обнаруженного) самолёта «Родина», выполнявшего рекордный перелёт по маршруту Москва-Дальний Восток и рухнувшего в тайге из-за израсходования горючего. В числе погибших (несколько десятков человек) были 2 героя Советского союза: Я. Сорокин (командир «ТБ») и А. Бряндинский (пилот «ДС»). Останки самолёта и экипажа обнаружили лишь спустя 20 лет.
15 декабря
во время испытательного полёта погиб знаменитый лётчик В.П. Чкалов: после отказа мотора при посадке его истребитель «И-180» задел столб и врезался в землю. [1]
30 мая
Каратегинское землетрясение (Таджикская ССР) интенсивностью 8-9 баллов. Пострадало несколько десятков населённых пунктов, под развалинами зданий и построек погибло около 100 чел., много голов домашнего скота.
Август
поражение ипритом на испытательном полигоне 69 слушателей и преподавателей Всесоюзной академии химической защиты.
21 ноября
на Камчатке из-за оставленной без присмотра свечки сгорело дотла помещение облисполкома и обкома комсомола. Обошлось без жертв, но убытки составили полмиллиона рублей. Виновник пожара, молодой милиционер (в здании вдобавок располагалось общежитие горотдела милиции), покончил с собой во время следствия.
12 декабря
во время шторма в проливе Лаперуза, у северного берега Хоккайдо (Япония), наскочил на риф и затонул пароход «Индигирка», принадлежавший «Дальстрою». На борту находилось около 1500 чел.: промысловые рабочие и члены их семей, заключенные под конвоем и расконвоированные. Японские экипажи в течение нескольких часов прилагали все усилия, чтобы спасти людей, по данным японских газет, всего было спасено 430 чел., остальные погибли. [1]
28 августа
реки, вышедшие из берегов в результате сильных и продолжительных дождей, затопили селения Воровское, Соболево, 1-ю базу Крутогоровского рыбокомбината (Камчатка); на одной только этой базе убытки составили 500.000 руб. Под водой оказались огороды, погибло много скота, рыбопродукции, прод- и промтоваров, стройматериала, подмыто и разрушено немало зданий.
13 апреля
начало заполнения чаши Рыбинского водохранилища (до 1947). Под воду ушли 663 селения и г. Молога, многие жители которого отказались переселяться и предпочли погибнуть в родном городе (согласно рапорта НКВД, 294 жителя добровольно ушли из жизни, приковав себя цепями или запершись в домах).
20 апреля
сильное землетрясение в Таджикской ССР интенсивностью 8-9 баллов. Эпицентр — посёлок Гарм, долина р. Сурхоб. Затронуты территории Хаитского, Джиргатальского, Гармского, Калаи-лябиобского районов, разрушено более 60 населённых пунктов. Под развалинами погибло около 700 чел. и 2600 голов скота, 230 чел. ранено.
1 мая
наводнение в г. Красноярск: вода р. Енисей залила первые этажи домов и подвалы. Причиной стал мощный затор льда, голова которого находилась на крутых поворотах реки в 15-20 км ниже города. Уровень подъёма воды выше затора достиг 7,5 м и продержался 4,5 дня. При прорыве затора громадные массы льда неслись со скоростью до 2,5 м/с. По берегам остались горы льда, на о-ве Отдыха, который находится у правого берега, нагромождения достигали верхушек телеграфных столбов.
7-17 июня
сильное наводнение на реках верхнего и среднего Енисея из-за циклона и тёплой погоды, затоплены гг. Кызыл, Минусинск, Красноярск, нанесён большой ущерб промышленности и хозяйству Красноярского края и Тувы.
Июль
взрыв на специализированном заводе химического оружия №100 в г. Сталиногорск (ныне Новомосковск). Погибли 15 чел.
27 июля
в конце дня у мыса Сарыч в Чёрном море затонул крупнейший пассажирский пароход «Ленин». Причина до сих пор не ясна, наиболее вероятен подрыв на советской мине. На корабле находилось около 6000 чел. (официально 1200, но многие плыли без билетов), 350 т груза. Спасти подоспевшим судам удалось лишь около 600 чел. [1], [2]
18 августа
по приказу из Москвы взорваны Днепровские плотины и железнодорожный мост через р. Днепр (Украинская ССР). В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении реки. Почти 30-метровая волна уничтожила все постройки в низине Запорожья (в т.ч. склады с военным снаряжением, продовольствием), десятки речных судов вместе с судовыми командами, десятки тысяч голов скота и много гражданских людей, отрезала отступающие части советских войск (2-й кавкорпус, 18-я и 9-я армии), часть из которых попала в плен, а часть сумели переправиться с большими потерями в живой силе и технике. Взрыв плотины позволил до октября задержать сдачу Запорожья, вывезти оборудование полусотни предприятий.
17 сентября
в Ладожском озере во время сильного шторма из-за проникновения воды через пробоины в обшивке борта затонула баржа №752, перевозившая эвакуируемых из Ленинграда военных (курсанты и офицеры военно-морских училищ) и гражданских (женщины и дети) пассажиров. На сильно перегруженной барже находилось 1500 чел., из них спасли 184 (в основном на буксире «Орёл»), остальные погибли. 19 сентября перевозки людей на баржах через Ладогу запрещены. [1], [2]
Октябрь
сильный взрыв в корпусе №6 цеха №3 завода №96 в г. Дзержинск (Горьковская область), где в то время налаживался выпуск иприта В.С. Зайкова. Половина корпуса разрушена, на восстановление здания согнаны из окружающих деревень сотни пожилых крестьян, которые работали без спецодежды.
7 ноября
в Керченском заливе в результате атаки немецкого самолёта-торпедоносца потоплен советский санитарный транспорт «Армения», который шёл из г. Севастополь, эвакуируя военный госпиталь и мирных жителей. Пароход затонул за 4 минуты. Погибло, по разным оценкам, от 5000 (официальные советские данные) до 7000 чел., спаслось только 8.
12 января
загорелся и упал в поле около Сергача (район г. Арзамас) самолёт «Пе-2», летевший из г. Казань в Москву. Погибли 3 лётчика и знаменитый конструктор В.М. Петляков. [1]
14 апреля
в Керченском проливе Чёрного моря на донной мине подорвался санитарный транспорт «Антон Чехов», погибло 200 чел.
17 апреля
в результате налёта немецких самолётов в восточной части Черного моря потоплено санитарно-транспортное судно «Сванетия», вывозившее из Севастополя студентов-медиков, раненых, военных — в целом около 900 чел. По некоторым данным, удалось спасти 143 чел., из которых 17 умерли позже от переохлаждения.
14 мая
эсминец «Дзержинский» следовал с маршевым пополнением из г. Новороссийск в г. Севастополь. На подходе к городу в тумане он отклонился от фарватера и подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения, от взрыва переломился и затонул. Погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат маршевого пополнения. Спасти удалось только 27 чел.
29 июня
в Крыму отступающими советскими войсками взорваны Инкерманские штольни, в которых находились раненые и гражданское население (приказ отдал начальник тыла фронта). Погибло 3000 чел. Штольни штурмовали немецкие войска, которым взрывом нанесён урон и живой силе и технике.
Сентябрь
штормовой циклон пронёсся над центральными районами Европейской части РСФСР. Разница давлений была очень велика, а поэтому местами образовывались ветры силой до 12 баллов. Обычная скорость движения циклонов — 30-40 км/ч, бывают скорости более 80 км/ч. Сентябрьский циклон за одни сутки «пробежал» 2400 км, т.о. его скорость была 100 км/ч.
14 декабря
самолет «АНТ-20», построенный на средства, собранные в 1935, разбился при полёте из г. Чарджоу, заходя на посадку в г. Ташкент, в 60 км от места назначения. Погибли 26 пассажиров и 10 членов экипажа. Комиссия по расследованию установила, что во время крушения пилота по неустановленной причине за штурвалом не было.
7 февраля
пожар на электростанции г. Ульяновск оставил без света и электроэнергии жителей и предприятия города.
+
60-ю км выше г. Туруханска возник мощный затор льда. Поднявшаяся вода проникла в устье речки Сухая Тунгуска, где отстаивались суда. За 20-30 минут погибла треть енисейского флота.
21-23 апреля
из-за ледяного затора произошло сильное наводнение на р. Енисей у г. Кызыл (Тува). Уровень воды доходил до 8,36 м, превысив уровень 1941 (4,67 м). Наводнение нанесло значительный ущерб городу.
5 мая
взрыв на шахте №20-бис Карагандинского угольного бассейна, погибло свыше 100 чел. Краеведы свидетельствуют, что в ожидании приближения Дня Победы этот факт был скрыт, погибших похоронили в братской могиле недалеко от старого города.
2 сентября
страшный смерч прошёл к северу от Москвы вблизи станции Валентиновка. Длина его пути составила 12-15 км, ширина 50-300 м, скорость движения 60 км/ч. Смерч выглядел как огромная серая масса, двигавшаяся с юго-запада и вращающаяся против часовой стрелки. Внутри массы были видны доски, куски железа и пр. Вертикальная составляющая вихря была огромна: брёвна и доски верха пожарной каланчи в одной из деревень подняты смерчем и настолько рассеяны, что при поисках не обнаружены. Имелись человеческие жертвы и разрушения.
17 октября
в районе Кронштадта подорвался на мине крейсер Балтфлота «Киров».
14 января
рядом с с. Нетрубеж Курской области разбился самолёт «Ли-2», выполнявший рейс Харьков-Москва. Погибли 23 пассажира и 5 членов экипажа.
6 марта
крушение на Восточно-Сибирской железной дороге: пассажирский поезд №51 остановился перед тоннелем №36 из-за срыва стоп-крана неустановленном лицом, а затем на скорости 10 км/ч въехал в него. Следовавший за ним грузовой поезд №961 из-за невнимательности машиниста проехал красный сигнал светофора и в тоннеле столкнулся с хвостом поезда №51. От печи стоявшего последним вагона-лавки возник пожар, быстро распространившийся по деревянным конструкциям. Кондукторской бригаде удалось расцепить вагоны и вывести головную часть пассажирского поезда из тоннеля. Потушить пожар не получилось из-за дыма и неисправности противопожарной системы на грузовом паровозе. В результате погибло 20 чел., ранено 29.
12 марта
пожар на Московском автозаводе им. Сталина. Начался в подвале, расположенном под механосборочным корпусом, занимающим территорию около 40.000 кв. м, из-за халатности работника склада, просившего на груду промасленной бумаги непотухшую спичку. Масштабы пожара внушали серьезную тревогу, корпус окружили сотни пожарников, но потушить огонь не получалось. Ночью 13 марта начали проваливаться полуметровые бетонные перекрытия и только после этого пожарные быстро справились с огнём. Погибли большие материальные ценности, остановились все сборочные конвейеры завода.
24 июля
в бухте порта Находка (Приморский край) из-за воспламенения взорвался пароход «Дальстрой», гружёный взрывоопасными материалами (аммонал, тротил). Взрыв огромной силы: якорь весом в 5 т выбросило на полкилометра от берега, разрушены все постройки в порту, сильно повреждён находишийся в море в зоне поражения пароход «Орёл». Незадолго до взрыва капитан приказал команде «Дальстроя» покинуть горящий корабль, но многие из её членов были убиты осколками при взрыве. Также погибло множество «портовых рабочих» — заключённых, работавших в порту грузчиками. Точное число жертв неизвестно, однако превышает 100 чел., десятки ранены. Причина воспламенения не установлена, следствие отрабатывало версию диверсии, однако более вероятно грубейшее нарушение правил безопасности (погрузка аммонала в трюм внавал). Одним из последствий стал двухчасовой «мазутный дождь» — оседание на окрестности почти 2000 т мазута, поднятых взрывом в небо.
3-5 ноября
сильное землетрясение в Средней Азии (северная часть Чаткальского хребта, территории Узбекской, Киргизской и Туркменской ССР). Максимальная сила землетрясения в отдельных пунктах доходила до 9 баллов. Повреждены сотни зданий в Ташкенте и других городах; деформация земной коры. Погибло свыше 2000 чел., ранено несколько сотен. [1]
4 декабря
в районе г. Месхед (Иран) упал советский самолёт «Ли-2». Погибли все находившиеся на борту 24 чел.
29 января
во время полёта на небольшой высоте, зацепившись за линию передач, потерпел крушение дирижабль «Победа». Из-за разрушения оболочки погибли 3 чел. Это была последняя катастрофа дирижабля в СССР.
9 апреля
сильный паводок на р. Тобол из-за стремительного таяния снегов. Население об опасности предупреждено не было, работа спасательных служб не была налажена. Река вышла из берегов и затопила г. Курган, смыв множество деревянных построек, погубив людей и скот (точных данных о жертвах до сих пор нет). Причинённый ущерб измерялся несколькими десятками млн. руб.
В том же апреле большие наводнения в бассейне р. Белая на Урале нанесли огромный ущерб хозяйству Башкирской АССР, гг. Уфа, Стерлитамак, Белорецк, сельхозугодьям.
15 июля
на заводе №96 г. Дзержинск (Горьковская область) прорыв во фланцевом соединении цистерны с хлором, который ветром был разнесён по нескольким цехам. В результате травилось 28 чел. (в т.ч. 13 — с утратой трудоспособности).
19 декабря
в порту Нагаево (рядом с г. Магадан) взорвались пароходы «Генерал Ватутин» и «Выборг» с грузами взрывчатки (3300 и почти 200 т соответственно). Причина: воспламенение на «Ватутине», детонация от взрыва на котором тут же спровоцировала взрыв «Выборга», стоявшего во льдах. От пароходов ничего не осталось, кроме осколков, разлетевшихся на сотни метров, на причале силой взрыва и последующей мощной волной по типу цунами разрушены все жилые и служебные постройки, все суда, стоявшие на рейде и у причалов, получили сильные повреждения корпусов и механизмов. Данные о жертвах не полны: полностью погиб экипаж «Ватутина», многие с «Выборга» и других судов, всего более 60 моряков, однако большие жертвы и среди осуществлявших разгрузку на причалах заключённых (точное число неизвестно). Более 20 моряков получили ранения и травмы различной степени тяжести. Причина воспламенения не установлена, в качестве версии выдвигался мотив мести бывших советских военнопленных, отправленных из немецких лагерей в ГУЛаг.
Конец декабря
сильные потепления и интенсивные дожди привели к формированию катастрофического паводка в Закарпатье (Украинская ССР). Паводком нанесен значительный вред населению сёл и городов. Разрушено более 35 железнодорожных мостов, размыты защитные дамбы в гг. Вилок, Хуст, железнодорожное полотно, смыты плодородные земли, погибли посевы озимых культур. Наблюдались сели, обвалы, сдвиги.
17 июня
ночью начался пожар на заводе «Красный треугольник» (г. Ленинград). Горели резина, бумага, текстиль, каучук и старые автомобильные покрышки. Во время тушения из-за деформации металлических конструкций склада бумаги произошло обрушение покрытий и стен, обломками завалены 2 пожарных (М.Ф. Никулин и Ф.А. Прокушенко).
Июль
крупное наводнение в Карпатах, в Станиславской области (Украинская ССР), вызванное варварской вырубкой лесов. После сильных дождей вода не задерживалась на «лысых» горах, подняла реки. Из 11 лесокомбинатов разрушено 6, нанесён крупный материальный ущерб.
1 сентября
во время спецрейса Нью-Йорк-Одесса, после прохода Ялты, на советском теплоходе «Победа» (один из флагманов пассажирского флота страны) из-за (по официальной версии) неосторожного обращения с киноплёнками вспыхнул пожар. Большое количество пострадавших, 49 чел. погибло, среди них китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью. Экипажу удалось локализовать главные очаги возгорания, и обгоревшее судно своим ходом дошло до пункта назначения. [1]
5-6 октября
катастрофическое землетрясение силой не менее 9 баллов в Туркменской ССР. Практически стёрт с лица земли г. Ашхабад (потеряно 98% жилого фонда), сильнейшим разрушениям подверглось множество окрестных селений, гг. Батир и Безмеин. Общий ущерб от землетрясения составил около 2 млрд. руб. (в ценах 1948). Количество жертв до сих пор не определено: голосованием на заседании бюро ЦК КП Туркмении назначена цифра в 25.000 погибших в Ашхабаде, оправленная в Москву, однако оценки по республике «гуляют» от 60-70.000 до 100 и даже 160.000 чел. [1]
22 ноября
на Колыме у пос. Рыжово из-за ошибки лётчиков разбился самолёт «Ли-2». Погибли 23 чел. — все, находившиеся на борту.
Март
авария в цехе №22 завода №91 в г. Сталинград (опытное производство газа зарин).
8-12 июля
одно из сильнейших сейсмособытий ХХ в.: катастрофическое Гармское землетрясение в Каратегинской долине (Гиссаро-Алайская горная система, восточный Таджикистан) интенсивностью более чем в 11 баллов, сопровождавшееся невероятной силы ураганом (скорость до 350 км/ч). Пострадало более 150 городов и населённых пунктов (в т.ч. столица Таджикской ССР г. Сталинабад), полностью уничтожены г. Хаит с населением 5000 чел. и около 30 горных кишлаков, общее количество жертв составило 20.000 чел. В эпицентре землетрясения рельеф изменился до неузнаваемости. Оно зафиксировано всеми сейсмостанциями мира, однако в СССР не упоминалось (кроме как в специальной литературе). Траура объявлено не было из-за надвигавшихся праздников: 20-летия Таджикской ССР и 70-летия Сталина. [1]
5 января
при посадке в аэропорту Кольцово (г. Свердловск) из-за неблагоприятных погодных условий (сильные ветры и снежная буря) разбился самолёт «Ли-2», на котором летели на матч с командой «Динамо» игроки сборной ВВС по хоккею (одновременно собрная СССР по хоккею практически в полном составе). Погибли все находившиеся на борту (19 чел.).
26 июня
южнокорейские боевые корабли обстреляли в Японском море судно 5-го ВМФ СССР «Пластун». Имелись многочисленные повреждения.
Июль
беспрецедентное по масштабу, катастрофическое наводнение в Приморье: затоплена вся Приканкайская низменность (обширная равнина вокруг оз. Канка на границе с КНР) площадью более 6000 кв. км со всеми населёнными пунктами и охотничьими угодьями. Это самое большое по охвату территории наводнение, зафиксированное гидрометслужбой в этом районе страны. В народе его назвали «Всемирным потопом».
13 августа
в г. Рига (Латвийская ССР) у пристани, недалеко от Каменного моста, затонул пассажирский пароход «Маяковский». Причиной катастрофы стала перегрузка, когда люди стали проникать на пароход, не дав сойти пассажирам предыдущего рейса. Случайная волна от моторной лодки качнула корабль, выправиться он уже не смог. По официальным данным, погибли 147 чел., 48 из них дети. [1]
8 октября
2 американских реактивных истребителя типа «Shooting Star» (Ф-80) с авианосца «Midway», подойдя на бреющем полете со стороны моря, нанесли ракетно-бомбовый удар по аэродрому 5-го ВМФ CCCP Сухая речка, находящемуся в 100 км от советско-корейской границы. В результате атаки один из находившихся на аэродроме самолетов уничтожен полностью, 6 сильно повреждены. Поднятое через 3 минуты в воздух звено истребителей американские самолёты не догнало.
Март
из-за тяжёлой ледовой обстановки произошло наводнение на р. Кубань возле г. Краснодар. Водяным потоком прорвано 16 дамб. Материальный ущерб составил свыше 2 млрд. долларов США.
3 июня
большой пожар в многоэтажном здании Мельзавода г. Горький. Взрыв обусловил огромные разрушения, горели здание размольного цеха, лаборатория, электроподстанция, материальный склад, жилые здания и склад мягкой тары, бетонный корпус, вышка над зерновым элеватором, соединительные галереи, склад муки на берегу р. Ока, цех фабрики мягкой тары. В момент взрыва и пожара на предприятии находились 124 рабочих, из которых в мельнице 45 чел. В больницу отправлено 33 чел., многие из них с сильнейшими ожогами, 5 пропали без вести, множество работников погибло. При тушении пожара из-за обвала крыши галереи погибло отделение пожарных из 4 чел.
Июль
ливни и грозы в сопровождении ураганного ветра прошли по Свердловской области. Полоса разрушений имела ширину 50 км. Ураганный ветер разрушал дома и постройки, убивал мелкий скот и домашнюю птицу. Целую неделю после этого расчищали от поваленного леса железнодорожную линию Сосьва-Алапаевск.
18 августа
при испытаниях самолёта «Ту-4» под г. Куйбышев произошло разрушение судна во время полёта (отрыв хвостового оперения), весь экипаж погиб (15 чел.).
24 сентября
переоблучение персонала Семипалатинского испытательного полигона (Казахская ССР) в ходе наземного ядерного взрыва мощностью 38 кт. Через 30-40 минут после него 52 чел. случайно оказались на локальном радиоактивном следе и находились на загрязненной территории более часа, получив однократную дозу внешнего облучения около 60 рентген. Кроме того, у испытателей были серьёзно загрязнены открытые участки кожи. Спустя несколько часов по выходе из зоны радиоактивного загрязнения у 40 чел. из этой группы проявились признаки радиационного поражения.
27 декабря
катастрофа самолёта «Ли-2» в Якутской АССР, близ населённого пункта Намцы. Причина: преждевременное израсходование топлива и неправильные действия экипажа во время вынужденной посадки. Все 20 чел., находившихся на борту, погибли.
19 февраля
при выполнении учебно-тренировочного полёта у самолёта «Ту-4» из-за выработки топлива (недозаправка) отказали оба правых мотора, машина потеряла скорость и врезалась в землю. Из 10 чел. экипажа спаслись только 3.
Июнь-июль
из-за обильных дождей вышли из берегов реки Иркутской области, уровень воды поднимался до 4,5-10 м. Затоплены несколько селений, отдельные районы г. Иркутска и др. Нанесён большой материальный ущерб.
6 августа
крушение на станции Дровнино Западной железной дороги (Московская область): при входе на станцию пассажирский паровоз на скорости 50 км/ч столкнулся с лошадью, вышедшей на пути и сошел с рельсов. Вагоны наползали друг на друга, кренились и падали с насыпи. Разбит и повреждён 31 вагон, из-за неоптимального расположения тяжелых и легких вагонов в составе возникло 2 очага нагромождения — в средней и хвостовой частях состава. Погибло 109 чел. (похоронены в братской могиле на кладбище дер. Дровнино), ранено 211.
Сентябрь
наводнение в Карпатах: вышла из берегов р. Тиса. Бурлящая вода срывала мосты, раскидывала железнодорожные разъезды, сметала жилые постройки, губила людей и скот. В декабре повторение с новыми разрушениями.
4 ноября
катастрофическое цунами на Курильских островах, к юго-востоку от полуострова Шипунский. Вызвано мощным землетрясением с разрывом на дне океана вдоль глубоководного жёлоба от Усть-Камчатска до Северо-Курильска (протяженность очага свыше 600 км). Высота поднявшейся волны составила 8-18 м, скорость 500 км/ч. Крупные повреждения на берегах Камчатки и северной части Курил, смыты многие рыболовецкие предприятия в устьях рек, тремя сильными волнами полностью уничтожен г. Северо-Курильск, расположенный почти на выходе пролива между о-вами Шумшу и Парамушир из Тихого океана в Охотское море (погибло около 2000 чел.). На Камчатке пострадали Халактырка, Налычево, поселения, расположенные в бухтах Ольги, «Вилюй», Моржовой, Большой и Малой Жировой, погиб 141 чел. Во время землетрясения зашкалили приборы Петропавловской сейсмостанции, рассчитанные на запись колебаний почвы в пределах 7-8 баллов. [1]
15-16 декабря
в Японском море затонула дизельная торпедная подводная лодка «С-117», направлявшаяся к району манёвров. Поиски продлились почти год, но не дали никаких результатов. Наиболее вероятной причиной катастрофы назван провал на глубину, также не исключены подрыв на мине или атака американской ПЛ. Всего погибли 52 подводника, в т.ч. 12 офицеров. [1]