Сегодня он выглядит очень забавно, этакий прикол. Однако в своё время издавался он отнюдь не ради лулзов - тогда дряхлеющая коммунистическая власть в последний, пожалуй, раз попыталась придушить всякие неподобающие «чужеродные» веяния в среде подопечной молодёжи. Правда, как всегда, боролись не с причиной, а с проявлением - очевидно, показалось, что, запретивши воспроизведение записей всяких «неправильных» групп, удастся выправить положение дел в идеологической сфере.
Зачем я это написал? А вот зачем: в реальности существовал куда более развёрнутый список запрещённых команд и исполнителей - доморощенных и забугорных. Без смачных обвинений в адрес их, но ширше по охвату неизмеримо. Его я и хочу представить вниманию уважаемых читателей, ибо в Руснете покамест не встречал. Опубликовало его музыкальное приложение к «Московскому комсомольцу», «Joker МК», 16 августа 1998. Ниже - воспроизведение статьи с выдержками из постановления соворганов и список музыкантов, а также пояснения «джокеров».
ЭТО НЕ ПОВТОРИТСЯ?
«Джордж Оруэлл утверждал: «Кто контролирует прошлое – тот контролирует будущее». Кому-то очень хочется контролировать наше не столь уж далекое и вовсе не окончательно безвозвратное, как может показаться кому-то, прошлое, и ему явно приятно делать вид, что не было выше удовольствия у, выражаясь по-современному, тинэйджера конца 70-х – начала 80-х, чем дисциплинированно покачаться под очередной стройотрядовский гимн заслуженных композиторов. Явно надвигаются «Старые песни о главном-4», где теперь уже 80-е будут подвергнуты политкорректным, с точки зрения сегодняшнего дня, исправлениям и дополнениям. А на фоне такого умиления распускается и дурно пахнет активность некоторых деятелей из околомузыкальных кругов, еще недавно не умевших пользоваться даже телефонами-автоматами, зато теперь рассуждающих, как и 15 лет назад, о «сатанизме и бездуховности рок-музыки». Другие же муздеятели склонны умильно вспоминать 80-е не как эпоху засад вооруженных представителей компетентных органов в лесах, клубах и на лестницах, где творился рок-процесс, но как время теплых и дружных песен на кухнях.
Именно ввиду всеобщей амнезии и современного охотнорядского шоу-бизнесового патриотизма нам представляется абсолютно своевременным вынести на страницы «Джокера-МК» не столь уж удивительный (учитывая год, когда он создавался) документ, известный среди меломанов тех лет под названием «документ 75-39». Его орфография сохранена нами в абсолютной неприкосновенности – обратите внимание на первый абзац: «запретить проигрывание… книг и плакатов». У профессиональных русских всегда плохо с родным языком… Только не надо думать, что документ не работал: людей, пострадавших от прокручивания на дискотеках записей «Браво» и Scorpions, — не счесть. Так и зачем ворошить прошлое, спросят иные? Чтобы оно не повторилось!
Постановление Управления
культуры г. Москвы
от 28 сентября 1984 г.
(Приказ №361 от 25.07.1984)
В целях усиления борьбы с влиянием буржуазной идеологии и повышения идейно-художественного уровня репертуара самодеятельных ВИА, рок-групп и дискотек, организации действенного контроля за содержанием и качеством работы этих коллективов, рекомендуем ЗАПРЕТИТЬ проигрывание в г. Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции, отражающей творчество следующих групп и исполнителей:
1. Немецко-польская агрессия*
2. Немецко-американская дружба
3. Рейнгольд*
4. Центральный комитет*
5. Отсутствие цвета*
6. КГБ
7. Кремль и хороший народ*
8. Злата Прага*
9. 1948**
10. Белый кремль*
11. Черные русские
12. Россия*
13. Кожаные комиссары*
14. Петроградское ревю*
15. Блю Ойстер Калт
16. Рамонес
17. Диагноз-403*
18. Хольгер Биге***
19. Вероника Фишер***
20. Фигура*
21. Кисе
22. Эрих Ланг
23. Пропаганда*
24. Ди пресс
25. Сплифф
26. Нина Хаген
27. Б-52
28. Стикс
29. Меднесс
30. Секс Пистолз
31. Клэш
32. Стренглерз
33. Крокус
34. Айрон Мейден
35. Джудас Прист
36. АС-ДС
37. Спаркс
38. Блек Саббат
39. УФО
40. Элис Купер
41. ХУ
42. Скорпионз
43. Чингиз Хан
44. Пинк Флойд (альбом 1983 г.)
45. Токин Хэдс
46. Серрон
47. Ла Бионда
48. Джуниор Энглиш
49. Кенед Хит
50. Ван Хален
51. Язу
52. 10 СИ-СИ
53. Блонди и Дебора Харри
54. Хулио Иглесиас
55. Пати Смит
56. Элвис Костелло
57. Бэд менерз
58. М.Джексон
59. Дюран-Дюран
60. Род Стюарт
61. Ганимед
62. Хот "АС****
63. Милк энд Хани
64. Чарри Лейн
65. Крафтверк
66. Калче Клаб
67. Назарет
68. Депеш мод
69. Вилладж Пипл
70. Студжис
71. Бойз
72. Санта Эсмеральда
73. Мьюник Мэшин
74. Ориджинелз
75. Пэссенджерз
Учитывая тот факт, что в последнее время значительно обострился интерес зарубежных туристов к творчеству некоторых самодеятельных ВИА и рок-групп, а также факты радиотрансляции их произведений в зарубежных странах, считаем необходимым запретить проигрывание в г. Москве магнитофонных записей самодеятельных ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускается искаженное отражение советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения:
1. Альянс (Москва)
2. Гулливер (Москва)
3. Браво (Москва)
4. Мухомор (Москва)*
5. Примус (Москва)
6. Центр (Москва)
7. Зигзаг (Москва)
8. Хрустальный шар (Ленинград)
9. ДК (Москва)
10. Альфа (Москва)
11. Парад (Ленинград)**
12. Люцифер (Ленинград)**
13. Автоматические удовлетворители (Ленинград)
14. Теннис (Москва)
15. Аквариум (Ленинград)
16. Дилижанс (Ленинград)
17. Юрий Морозов (Ленинград)
18. Пикник (Ленинград)
19. Корд (Череповец)**
20. Наутилус (Москва)
21. Наутилус (Свердловск)
22. Зимний сад (Киев)
23. Фолиант (Свердловск)**
24. Кросс (Москва)
25. Уличная канализация (Ленинград)**
26. Свинья (Ленинград)****
27. Мухи (Ленинград)**
28. Зона отдыха (Москва)
29. Мануфактура (Ленинград)
30. Акцент (Ленинград)
31. Мифы (Ленинград)
32. Рыба (Ленинград)****
33. Алле! (Ленинград)**
34. ДДТ (Уфа)
35. Гонг (Новгород)**
36. Метро (Свердловск)
37. Кино (Ленинград)
38. Гнездо (Москва)
39. Урфин Джюс (Свердловск)
Необходимо отметить, что приведенные сведения быстро устаревают, ибо большинство западных ансамблей находятся в постоянной зависимости от политической конъюнктуры и способны коренным образом изменить свои идейные позиции в угоду рыночному спросу и социальным заказам западных политиканов, поэтому считать данный список исчерпывающим не представляется возможным, как и вообще составить подобный на продолжительный период. В связи с этим рекомендуется заинтересованным организациям регулярно знакомиться с публикациями «Мелоди Мэйкер», «Нью Мьюзикл Экспресс», «Биллборд» и другими музыкальными изданиями стран запада, а также прослушивать рекламные тиражи зарубежных фирм грамзаписи, представляемые ими ВФГ «Мелодия».
НЕОБХОДИМЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Вышеприведенный текст является копией документа, распространявшегося через Отделы культуры РК КПСС и РК ВЛКСМ г. Москвы в сентябре-октябре 1984 г. Данный текст является «каноническим», известно также о существовании «короткого» документа (список только иностранных групп безо всяких словесных комментариев) и «длинного» (вышеприведённый документ с расшифровкой – какая иностранная группа или артист за какие прегрешения запрещаются. В таком варианте документа имелась, помнится, и Тина Тернер [Это, похоже, выложенный выше скан - Афа]).
К списку иностранных групп:
* Что скрывается за этими названиями — неизвестно. Вполне возможно, что часть этих названий – просто выдумка отечественных контрпропагандистов. [Слегка удивлён тому, что авторам примечаний, вроде как посвящённым в реалии тех лет, неизвестны такие отличные, а самое главное - популярные как раз в описываемый период немецкие команды, как «Рейнгольд» (Rheingold) и «Пропаганда» (Propaganda)... - Афа]
** Уж не альбом ли Рика Уэйкмана «1984» (Charisma, 1981) имелся в виду?
*** Странно, но факт: Хольгер Биге и Вероника Фишер жили и творили в Первом на немецкой земле государстве рабочих и крестьян (т.е. ГДР)… Однако сомнительно, что советская молодежь что-либо вообще слышала про этих авторов-исполнителей.
**** Под этой дикой аббревиатурой скрывается весьма малоизвестная датская хэви-металлическая группа Hot Ice.
К списку отечественных групп:
* И вовсе даже не группа, а очень смешной и циничный разговорно-постановочный проект небезызвестного московского художника-концептуалиста Константина Звездочётова и его друзей, поплатившихся за данное произведение ссылкой в ряды Советской армии на Камчатку.
** Данные названия, вполне возможно, тоже являются выдумкой контрпропагандистов.
*** На самом деле группы «Люцифер» и «Метро» жили и творили в Москве.
**** Никакие это, конечно, не группы, а сценические псевдонимы Андрея Панова («Автоматические удовлетворители») и Алексея Рыбина, работавшего с Виктором Цоем в те времена, когда «Кино» ещё было акустическим дуэтом.
Вот такие забавные реалии наблюдались в последние годы существования «настоящего» Советского союза, до прихода неизвестно откуда злого волшебника Горбача. Насчёт того, сколько народу поплатилось за баловство запрещённой продукцией гнилого западного шоу-бизнеса, сказать ничего не могу. С одной стороны, общался пару лет назад с одним товарищем, который как раз в те годы активно посещал дискотэки, так он горячо мне доказывал, что никого не трогали, на этот документ вообще внимания никто не обращал и т.п. С другой, неоднократно встречал упоминания, что особо неудобных личностей под шумок этой цидули всё-таки из Мск и СПб турнули, а то и взаправду посадили. Но статистики нету (пока?). Кто что знает-слышал - можете поделиться. А у меня, пожалуй, что и всё.