afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Category:

Жан-Мишель Жарр в Кремле, 17.11.2008

Итак, сабж. Уверен, многие из вас, уважаемые френды и читатели, видели по Москве плакаты с разодранным земным шаром, из которого выглядывает черепушка. Так вот это обложка самого знаменитого, легендарного и т.д. альбома г-на Жарра «Oxygene» (что переводится с ихнего как «Кислород»). Альбом вышел аж в 1977 году и, собственно, сделал сына известного французского кинокомпозитора тем, кем Жан-Мишель сейчас и является. В Москву корифей масштабных электронных полотнищ уже приезжал в 1997-м, давал концерт на Воробьёвых горах и с ним в очередной раз попал в «Книгу рекордов Гиннесса», ибо на том концерте присутствовало 3,5 миллиона человек.

Ну а вот в ноябре с.г. Жан-Мишель посетил Москву в очередной раз, но выступать решил не на открытом воздухе (что правильно - погодка откровенно не благоприятствовала), а в зале. Недавно «Oxygene» был переиздан в ремастированном и даже частями перезаписанном виде, и вот исполнитель колесит по Европе, играя его целиком. Концерты запланированы на 17 и 21 числа, на первом из них я и побывал в сопровождении очаровательной ezhishka (или это я её сопровождал? Ну не суть).

Надо сказать, что в ГЦКЗ ещё бывать не доводилось, так что размеры и пафос здания весьма впечатлили. И показалась забавной метаморфоза зала: когда-то в седые древние времена в нём проходили съезды и конференции единственной в те седые и древние времена партии существовавшей в те седые и древние времена страны, а теперь в том же зале (хотя и сильно поменявшем облик) выступают всякие известные музыканты, в основном относящиеся к «попсе» (или попсе). Вообще, люблю такие места - обширные и пафосные. Захотелось погулять, исследовать пространство, но времени уже не оставалось.

Начало концерта обещалось на 19.00, однако примерно полчаса пришлось дожидаться нашего дорогого и любимого Жана-Мишеля. Всё это время пространство медленно заполнялось, причём партер корифей электронной музыки так и не собрал. И если левая сторона зала в конечном итоге заколосилась головами слушателей довольно богато, то правая - зияла обидными проплешинами пустых кресел. А нечего было такие дорогие билеты делать - слышал, стоимость до 10-12 тыщщ доходила! И это в мировой экономический кризис! Ну совести же нету :о/

Зато активно заполнился амфитеатр (где расположились - пусть и на разных сторонах его - мы с моей спутницей. Или всё-таки она со мной? Ну не суть), из чего нами был сделан логичный, вообще говоря, вывод о том, что самые дешёвые билеты и оказались раскуплены. Однако - даже после того, как все, кто хотел прийти, пришли, в амфитеатре оставались свободные места. Благодаря сему я, к примеру, передвинулся ближе ажник на три ряда со своего законного места (о чём не пожалел, кстати).

Относительно балкона судить не могу, однако боюсь, что зал в целом оказался заполнен вряд ли более чем процентов на 60... Кстати, перед концертом успели разыграть лотерею - те, кто покупал билет в кассах ГЦКЗ, получали ещё программку с анкетой, которую можно было заполнить и сдать ради выигрыша призов. Я в этой гнусной акции, направленной на разжигание низменных страстей публики, участвовать поленился, а вот многие из пришедших не смогли устоять. В результате призов было два: абонемент на концерты, устраиваемые привезшей ЖМЖ фирмой «TCI» в ГЦКЗ и диск «Oxygene» с автографом автора. Первый приз выиграл какой-то Анвар (и почему я не удивлён?), а второй достался человеку с инициалами, но, вроде, титульной национальности. Прошла церемония как-то безыскусно, под ведущиные прибаутки про «всё честно», в общем чорт-те что.

Итак, ждали мы нашего героя примерно полчаса, свет погас к тому времени, и тут прожектор выхватил Жан-Мишеля гдей-то прямо в середине зала. Публика, естественно, разразилась апплодисментами, как тут не поприветствовать дорогого гостя. Поднявшись на сцену, Жарр стал говорить в микрофон по-аглицки (с сильным акцентом, хе-хе), а дефка-переводчица откуда-то из-за кулис синхронно переводила. Оный перевод это, по-хорошему, «вон из профессии», да ещё и высечь для острастки: половину фраз не поняла, многое перевела ровно наоборот по смыслу (ну например: ЖМЖ наш говорит перед самым началом «вот, мол, инструменты наши старенькие, они как старушки, их надо привести в форму перед исполнением» - «переводчица» «переводит»: «инструменты как девушки, их надо перед использованием разогреть». Ну йопта! Слышал бы тебя старик Фрейд!). Льва Термена, о котором с большим чувством говорил Жан-Мишель, обозвала Леоном Тереминым... Ох :о/ В конце концов обошлись бы без такого перевода, в конце концов сейчас знать английский для публики, которая является аудиторией Жарра, вполне обычно и нормально, да и говорил он членораздельно.

Кстати, забавно - ЖМЖ сказал, что «я привык к огромным площадкам, на прошлом концерте в Москве было больше трёх миллионов человек, а здесь зал всего на 5 тысяч мест. так что можно сказать, что вы все у меня дома в гостях» :о) Сколько же потеряли те, кто не пришёл - когда ещё выпадет шанс попасть в гости к ТАКОМУ человеку!

В общем, несмотря на такое жуткое вступление, начался-таки концерт. Звук - что сказать о звуке: хороший, чистый такой, пронзительный звук, все нюансы отлично слышны, тут претензий вообще никаких. ЖМЖ известен своими внушительными лазерными шоу, но перед концертом пообещал: «Сегодня никаких экранов, никаких спецэффектов, только музыка». Публика вокруг приуныла (да и я с ней, чего греха таить), но артист оказался большим шутником. Разве только знаменитых лазеров не было - в остальном же светошоу просто выше всех и всяческих похвал. Аппаратура Жарра и троих его коллег-помощников, видимо, имеет встроенные светодиоды, поэтому практически весь концерт мерцала и переливалась всеми цветами радуги и разными причудливыми соцветиями (хотя перед шоу стояло всё себе на сцене и ничем не выдавало своей необычности). Описать ЭТО словами я не в состоянии, ограничусь штапмом «это надо видеть». С потолка до кучи опустили сначала длинную световую шпалу, красиво переливавшуюся яркими и насыщенными цветами, а затем большущую зеркальную панель, которая, видимо, заменяла экран, можно было насладиться видом сверху на сцену и магические чудо-инструменты музыкантов. Жаль вот я так и не допёр, синтезаторы были ТЕ САМЫЕ или современные аналоги.

Покомпозиционно расписывать не стану, собственно, послушайте (кто не слушал) альбом - в той же последовательности и исполнялось. Я, кстати, хотел освежить перед концертом впечатления от музыки, но так и не добрался. Собственно, «гвозди программы» - это части вторая и особенно четвёртая (ну уж эту-то, думаю, всяк слыхал по радио), на ней и зал прямо-таки взорвался овациями, и сам Жан-Мишель весьма приободрился, стал скакать и прыгать за синтезаторами.

Вообще, удивительное чувство эйфории - видеть, как классическую вещь исполняет автор. Любители рок-музыки могут представить какую-нибудь свою любимую песнь в исполнении авторов и понять, что я ощущал :о)

Далее Жарр под аккомпанемент сотрудников (запамятовал имена, шляпа!) жёг на Терменвоксе, нарезал на «расчёске» что твой среднестатистический джимихендрикс (ох люблю я такие запилы!), а на шестой части «Кислорода» задник сцены окончательно освободился от занавеса и на ём возникла компьютерная проекция обложки альбома/рекламного плаката. Под румбу камера совершила экскурсию внутрь черепушки, войдя в одну глазницу и выйдя из другой. Это было крайне познавательное и завораживающее путешествие.

Под конец прозвучала довольно быстрая вещь с оглушающим техно-ритмом - наверное, что-то со второй части «Кислорода», вышедшей в 1997-м. Я уж думал, и её сыграет отважный артист, но нет - по окончании под значительные апплодисменты публики все четверо исполнителей вышли, покланялись какое-то время и разошлись за кулисы. Ну это старая уловка западных музыкантов - публика должна устроить овацию, требуя тем самым на бис, артисты не могут устоять, возвращаются... Жан-Мишель вернулся один и, расчувствованный приёмом, исполнил меланхоличную композицию с мелодией, которая мне показалась смутно знакомой. Потом опять ушёл. Мы уж его звали, звали назад - он опять не устоял, вышел, пригласил свою троицу и говорит: «Ну ладно, вот сейчас точно последняя песня концерта, вы хлопайте активнее» - и опять прогнал четвёртую часть «Кислорода». Бегал по сцене, призывал активнее ладони отбивать и вообще явно получал удовольствие от реакции народа нашего отзывчивого и гостеприимного. После чего всё-таки все четверо ушли насовсем - ещё раз раскланявшись, приняв от публики букеты и расписавшись где было попрошено.

ЖМЖ, кстати, обещал вернуться - может, грит, в следующем году, может позже, но обязательно! Что сказать: ждём-с! Но билеты ты уж постарайся, батюшка, сделай подешевше - а то опять ползала соберёшь. Хотя, как говорил Гога Аллилуев, «меньше людей - больше знаешь чего? Лебедей!»

В общем, что сказать напоследок - концерт великолепный, у нас такого не делали, не делают и ещё долго не смогут сделать (и не додумаются, и не дотянутся), просто вот именно «западное качество». Эх, как же эти замечательные моменты быстро пролетают...
Tags: Культурная программа
Subscribe

  • Про бессребреника

    На днях по делам искал инфу про сына Гришина - бывшего московского персека. Удивительно, ничего больше пары строчек не нашёл. Умеют же инфу прятать!…

  • Про «царизм»

    Очередная годовщина гибели Царской Семьи - хороший повод рассказать о мероприятии, на котором я побывал аж в 2019 году. Репортаж о нём - тут, но мне…

  • Про американских президентов и «нулевые» годы

    Читаю книгу Пола Джонсона «Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы» (хорошая, интересная, много неожиданного). Наталкиваюсь на ранее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Про бессребреника

    На днях по делам искал инфу про сына Гришина - бывшего московского персека. Удивительно, ничего больше пары строчек не нашёл. Умеют же инфу прятать!…

  • Про «царизм»

    Очередная годовщина гибели Царской Семьи - хороший повод рассказать о мероприятии, на котором я побывал аж в 2019 году. Репортаж о нём - тут, но мне…

  • Про американских президентов и «нулевые» годы

    Читаю книгу Пола Джонсона «Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы» (хорошая, интересная, много неожиданного). Наталкиваюсь на ранее…