afanarizm (afanarizm) wrote,
afanarizm
afanarizm

Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть VII

1980-1984


1985

6 января
гроза в Москве, вызванная столкновением тёплых и холодных масс воздуха.
17 января
выброс 7,5 т жидкого хлора из цистерны на Волгоградском ПО «Химпром». Пострадало 27 чел. Завод с 1950-х был ориентирован на выпуск химического оружия 2-го поколения – газов зарина и зомана, а также высокотоксичных пестицидов из класса фосфорорганических веществ.
25 января
обрушение купола Высоковольтного испытательного центра Всесоюзного электротехнического института им. Ленина (Истринский район Московской области) – самого большого купольного сооружения в мире, к тому же безопорного. Обилие выпавшего мокрого снега, ветер, а также многочисленные дефекты и отступления от проекта, допущенные при изготовлении и монтаже узлов купола, привели к выпадению крепёжных болтов и, спустя несколько дней, к катастрофе. Она произошла за 15 мин. до начала рабочего дня и человеческих жертв не повлекла, однако восстановлению конструкция не подлежала.
1 февраля
под г. Минск (Белорусская ССР) из-за обледенения частей, замерзания топлива в баках и остановки двигателей потерпел катастрофу (упал в лес и сгорел) самолёт «Tу-134». Погибло 58 из 83 чел., находившихся на борту.
6 марта
в порту Вентспилс (Латвийская ССР) произошёл взрыв танкера «Людвик Свобода». Причины — халатность моряков и грубое нарушение ими правил техники безопасности. Погибли 4 чел.
3 апреля
при подготовке к показу новой авиационной техники в Мачулищах (Белорусская ССР) произошла катастрофа опытного вертолёта «В-80 №01», в которой погиб один из лучших лётчиков ОКБ Е. Ларюшин. При отработке в рамках исследования предельных режимов полёта ускоренного ухода с малой высоты к земле произошёл перехлёст лопастей несущих винтов, они разрушились и вертолёт упал.
3 мая
под г. Львов (Украинская ССР) столкнулись пассажирский самолёт «Ту-134», летевший из г. Таллин, и «Ан-26» военно-транспортной авиации, на борту которого находилось практически всё руководство ВВС Прикарпатского военного округа. Причина катастрофы — грубейшая ошибка львовского диспетчера, ошибочно определившего местоположение «Ан-26» и давшего экипажу «Ту-134» команду на снижение. Всего погибло 94 чел.
30 мая
смерч в Днепровском районе г. Киев (Украинская ССР). Разрушены гаражи, выбиты стёкла, вырваны антенны, деревья и даже куски асфальта с дорожного полотна.
Июнь
взрыв и пожар на нефтяном месторождении Тенгиз (скважина №37, Атырауская область Казахской ССР). Взрыв произошёл на глубине 4209 м, мощность огненного фонтана не имела равных в мире — огненный столб высотой почти 150 м. Факел горел около года, за это время погиб 1 чел. (командир взвода Полтавского противофонтанного отряда), от избытка сероводорода пострадали жители пос. Каратон, Сарыкамыс и других близлежащих населённых пунктов. «Свеча» горела на пути миграции перелётных птиц, которые сгорали в пламени тысячами; ощутимому удару подверглась экофауна Каспийского побережья. Глушение фонтана завершилось только в июле 1986.
6 июня
выброс жидкого хлора из цистерны на Первомайском ПО «Химпром» (Харьковская область Украинской ССР). Пострадало 3 чел.
27 июня
авария на Балаковской атомной электростанции (Саратовская область): при «горячей обкатке» 1-го энергоблока без загрузки топлива произошёл разрыв трубопровода и 300-градусный пар стал поступать в помещение, где работали люди. Погибли 14 чел. Авария случилась из-за ошибочных действий малоопытного персонала. В течение нескольких лет подряд (1987-1991) на АЭС в массовом порядке выходили из строя парогенераторы.
10 июля
крупнейшая авиакатастрофа на территории СССР: под г. Учкудук (Узбекская ССР) из-за отказа системы управления на большой высоте потерпел крушение самолёт «Ту-154 B-2», летевший из г. Ташкент в г. Ленинград. Погибло 200 чел.
15 июля
авария на 521,8 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Центр (Тюменская область). Потеряно 21,57 млн. куб. м газа.
9 августа
шквальный ветер пронёсся по территории Смоленской области. Повреждены десятки км линий электропередач, тысячи деревьев вырваны с корнем, животноводческие помещения остались без электроэнергии и воды, выбиты стёкла, с домов сорваны крыши.
10 августа
самая тяжелая радиационная авария за всё время существования отечественного атомного флота: на атомной подводной лодке «К-431», находившейся в Японском море (залив Стрелок, губа Чажма), из-за нарушения персоналом правил перегрузки ядерного топлива в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл тепловой взрыв. В ходе аварии и при ликвидации её последствий погибли 10 чел., до 300 чел. подверглись повышенному облучению. При этом ось радиоактивных осадков пересекла п-ов Дунай в северо-западном направлении и вышла к морю на побережье Уссурийского залива, пройдя по акватории еще 30 км. Протяжённость шлейфа на полуострове составила 5,5 км.
25 сентября
самолёт «Ан-12», выполнявший рейс Днепропетровск-Москва разбился под г. Харьков (Украинская ССР). Погибли все находившиеся на борту (9 пассажиров и членов экипажа).
Октябрь
землетрясение в г. Кайраккум (Ленинабадская область Таджикской ССР). Эпицентр находился в районе Кайраккумского водохранилища, интенсивность оценена в 9 баллов. Уничтожены или сильно разрушены кишлаки Кунтуллюк, Исписар, Катаган, гг. Чкаловск и Гафуров. В самом Кайраккуме большинство жилых домов и промышленных предприятий, оказавшись в эпицентре, понесли непоправимый урон.
11 октября
в районе г. Кутаиси (Грузинская ССР) при наборе высоты пассажирский самолёт «Як-40» вошёл в зону ливня, столкнулся со склоном горы и сгорел. Погибли 14 чел.
18 декабря
утечка жидкого хлора на Кемеровском ПО «Химпром». Пострадал 1 чел.
+
– в Иркутской области за год в лесах государственного значения допущено 1498 лесных пожаров на площади 208,2 тыс. га, в том числе 82 крупных лесных пожара на площади 195,3 тыс. га. На тушении пожаров работало 1300 парашютистов и десантников авиационной охраны лесов, в том числе 300 из других областей, более 1250 рабочих предприятий, 50-80 летательных аппаратов, до 80 вездеходов и пожарных машин.
– в г. Сочи (Краснодарский край) шквальная буря смела с побережья в море легковые автомобили и палатки. Десятки чел. получили травмы.

1986

16 февраля
у берегов Новой Зеландии в заливе Порт-Гор напоролся на рифы и затонул советский теплоход Балтийского морского пароходства «Михаил Лермонтов». В экстремальной ситуации экипаж спас всех пассажиров.
2 марта
из-за отказа двигателя в районе г. Бугульма (Татарская АССР) разбился самолёт «Ан-24». Погибли 38 чел.
6 марта
землетрясение в Североапшеронской акватории Каспия с магнитудой 6.1.
11 марта
утечка жидкого хлора из вентиля на ПО «Капролактам» (г. Дзержинск Горьковской области), пострадал 1 чел.
24 апреля
на 178 км перегона Канчерова-Кувандык Южно-Уральской железной дороги произошло крушение грузового поезда, с рельс сошло 30 вагонов. Причина аварии — выброс пути.
26 апреля
авария и взрыв на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции имени Ленина (Украинская ССР). В первые дни погибли 2 чел., госпитализировано 197. Согласно отчёту ООН, высокую дозу радиации получили около 600.000 чел., из них не менее 4000 умерло позднее от рака. Из зоны бедствия эвакуированы 45 тыс. чел. в Украинской и 135 тыс. в Белорусской ССР. Существенно пострадала территория в 109 тыс. кв. км, задеты загрязнением в заметных масштабах ещё около 100 тыс. кв. км (23% территории Белоруссии, 5% территории Украины, 0,5% территории РСФСР).
13 мая
сильное землетрясение в Грузинской ССР (в районе оз. Параван).
23 мая
пожар на аварийном 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. Загорание произошло в зоне расположения главных циркуляционных насосов блока. Пожарных подвозили к месту пожара на бронетранспортерах. Из-за высоких уровней радиации тушили его малыми группами — по 5 чел. Время работы каждой из них было не более 10 мин. В тушении пожара, который продолжался около 8 часов, приняли участие 268 огнеборцев. Из них 11 чел. получили дозы облучения свыше 20 рентген, 7 человек — от 50 до 100 рентген.
12 июня
из-за излома шейки оси колёсной пары на перегоне Кимасозеро—Ледмозеро (Карельская АССР) произошло крушение грузового поезда. С рельс сошло 22 вагона с высыпанием груза (металлического окатыша). Движение прервано на 29 часов.
2 июля
в багажном отделении самолёта «Ту-134», вылетевшего из аэропорта г. Сыктывкар (Коми АССР), возник пожар. Салон очень быстро наполнялся дымом и командир принял решение идти на вынужденную посадку, при которой машина задела деревья и разрушилась. Погибли 2 члена экипажа и 54 из 94 пассажиров.
24 мая
выброс на железнодорожной станции г. Батайск (Ростовская область) жидкого хлора из цистерны, следовавшей из г. Стерлитамак (Башкирская АССР) в г. Сумгаит (Азербайджанская ССР).
18 июня
железнодорожная катастрофа на Прибалтийской железной дороге между станциями Курцумс и Грива (Латвийская ССР): из-за чрезмерной качки сцепились буфера 4-го и 5-го вагонов, в результате чего сошли с рельсов вагоны скорого пассажирского поезда.
19 августа
авария в непосредственной близости от 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС — сход с рельсов специального железнодорожного вагона с отработанным ядерным топливом. Гражданские специалисты не смогли справиться с аварией, для её ликвидации были привлечены солдаты железнодорожных войск министерства обороны СССР. Спустя 2 дня разрушенный железнодорожный путь восстановили. Уровень радиации на месте проведения работ составлял 1-1,5 Р/ч.
31 августа
в порту г. Новороссийск (Краснодарский край) в столкновении с грузовым судном, сухогрузом «Пётр Васев», утонул пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов». Советская пресса сообщила, что «имеются человеческие жертвы». Позже появились цифры погибших: сначала 398 чел., затем — 423 чел.
30 августа
землетрясение в г. Одесса (Украинская ССР). Повреждения 1-й степени получили 55% зданий. Многие жители города ощущали головокружение, тошноту, в отдельных случаях отмечалась потеря равновесия. Включалась охранная сигнализация на автомашинах и в квартирах. Средняя интенсивность по городу — 6 баллов.
20 сентября
обрушился мост на Кегумской гидроэлектростанции (Латвийская ССР). Трагедия произошла во время проверки моста на прочность: ошибка в расчётах плана проверки обусловила чудовищную перегрузку конструкций после того, как на него загнали 15 самосвалов, гружёных песком. В результате один из пролётов переправы обрушился. Погибли 11 чел. (в т.ч. руководитель проверки и его консультант), 13 получили ранения различной степени тяжести.
3 октября
в районе Бермудских островов (Атлантический океан) в результате взрыва ракеты в шахте на глубине 4000 м затонула советская атомная подводная лодка «К-219» (командир И.А. Британов) водоизмещением 9300 тонн. Погибли 4 чел., некоторые члены экипажа получили поражение гептилом. АПЛ затонула. Оба ядерных реактора заглушены штатными поглотителями.
13 октября
Кайраккумское землетрясение. Носило характер эпицентрального, короткопериодного с силой в эпицентре немного выше 8 баллов. Значительные повреждения получили свыше 90 4-этажных кирпичных жилых домов. Крупнопанельные жилые дома перенесли землетрясение удовлетворительно. Сильные повреждения получила часть 4-этажных каркасных зданий. Весьма значительные разрушения произошли в старых цехах Кайраккумского коврового комбината. Каркасное здание, с пролетом по 12 м, потеряло свою устойчивость и обрушилось, имелись человеческие жертвы.
14 октября
при взлёте в аэропорту Усть-Мая (Якутская АССР) потерпел катастрофу самолёт «Л-410 М». Погибли 14 чел.
19 октября
в Драконовых горах на границе Мозамбика и ЮАР разбился мозамбикский самолёт «Ту-134», который обслуживал экипаж «Аэрофлота», временно откомандированный в эту страну. Точная причина катастрофы не установлена, наиболее вероятна дезориентация экипажа, хотя выдвигалось предположение о диверсии спецслужб ЮАР. Погибли 34 чел., в том числе президент Мозамбика Самору Машел с женой.
20 октября
при приземлении в аэропорту «Курумоч» (г. Куйбышев) из-за самонадеянности командира экипажа потерпел крушение самолёт «Ту-134 A», следовавший рейсом из г. Свердловск в г. Грозный. Погибло 70 чел.
6 ноября
на ст. Користовка Одесской железной дороги (Кировоградская область Украинской ССР) допущено столкновение 2 пассажирских поездов с тяжёлыми последствиями (погибли 43 чел.).
12 декабря
самолёт «Ту-134 А» Белорусского авиаотряда потерпел катастрофу в аэропорту «Шёнефельд» (Берлин). Погибли все 9 членов экипажа и 63 из 73 пассажиров, большинство из которых составляли немецкие школьники, возвращавшиеся из поездки в СССР.
+
катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС (Красноярский край): после сброса первого паводка, вдвое слабее расчётного, дно водобойного колодца (более 30.000 куб/м конструкций и скального основания) под плотиной разрушено. Был выполнен ремонт: усилено дно колодца, чтобы исключить ослабление и размывание основания плотины потоком сбрасываемой воды.

1987

Январь
в 1-й декаде месяца исключительно сильные морозы наблюдались в северо-западном районе Европейской части СССР. На ст. Холм Новгородской области температура опускалась до –42°С. Сильные холода привели к целому ряду климатических рекордов в различных районах европейской части страны. В г. Ровно температура снизилась до –35°С, что ниже абсолютного минимума для всего января. В Новгородской и Вологодской областях ночью морозы достигали –48°С!
В горных районах Сванетии (Грузинская ССР) исключительно многоснежная зима (высота снежного покрова в отдельных местах достигала 5 м). В результате снежные лавины, перекрыв дороги, отрезали многие города и сёла от «большой земли», вывели из строя более 350 км дорог, около 200 км высоковольтных линий электропередач и магистральных линий связи, вызвали значительные разрушения жилых домов и человеческие жертвы.
9 января
на Запорожской АЭС произошла «местная радиационная авария» с утечкой радиоактивной воды в машинный зал.
13 января
на перегоне Малино-Усады (Московская область) из-за халатности путевого мастера и диспетчера произошло крушение грузового поезда.
21 января
несанкционированное увеличение мощности реактора на Ленинградской АЭС (г. Сосновый Бор), приведшее к расплавлению 12 тепловыделяющих элементов, загрязнению активной зоны цезием-137 и выходу радиоактивных веществ за пределы станции.
29 января
в результате столкновения на перегоне Чир-Суровикино Приволжской железной дороги произошло крушение 2 грузовых поездов, что привело к тяжёлым последствиям и длительному перерыву в движении.
18 февраля
на подводной лодке «Б-33», находившейся на полигоне боевой подготовке в заливе Петра Великого (Японское море), начался пожар. Погибли 5 чел.
12 апреля
авария на 2 км трассы линейной части магистрального газопровода Ямбург–Елец (Тюменская область). Потеряно 21 млн. куб. м газа.
16 апреля
во время стрельб ракетами-мишенями в заливе Петра Великого (Японское море) одной из ракет внезапно поражён малый ракетный корабль «Муссон». Попадание в радиорубку и взрыв стали причиной пожара, на корабле вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Выжившие эвакуировались с корабля, на котором разорвались боевые снаряды, и он затонул. Погибли 39 чел. Официальная комиссия пришла к выводу, что причиной трагедии стали непродуманность действий и преступная халатность должностных лиц во время учений.
20 апреля
пожар в хвостовом вагоне поезда, следовавшего в сторону центра по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда, на станции сильно пострадала облицовка южной части, потребовалась значительная реконструкция.
29 апреля
при проведении ремонтных работ на Южно-Украинской АЭС (Николаевская область Украинской ССР) рухнула 12-тонная деталь крана, деформировав корпус реактора.
15 мая
орбитальный космический корабль «Буран» (в варианте «Скиф-ДМ») при лётных испытаниях упал в Тихий океан (из-за сбоя систем управления получил сигнал торможения вместо доразгона).
22 мая
авария на 614 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Ужгород (Тюменская область). Потеряно 3,30 млн. куб. м газа.
14 июня
сухогруз «Комсомолец Киргизии» Балтийского морского пароходства в сложных погодных условиях (шторм) потерпел бедствие в 200 милях от побережья штата Нью-Джерси (США). Помощь была оказана береговой службой США: все члены экипажа (37 чел.) сняты с борта и доставлены в порт Атлантик-Сити. Позднее с ними встретился президент Р. Рейган.
7 июля
утечка жидкого хлора из цистерны в пути следования и по прибытии на ст. Аннау (Туркменская ССР). Пострадало 135 пассажиров с поездов, из них 35 получили тяжелые отравления.
18 июля
выброс 20 т жидкого хлора на ПО «Азот» (г. Новомосковск Тульской области).
Октябрь
Ленкоранское землетрясение в Азербайджанской ССР (интенсивность 7 баллов по шкале Рихтера).
6 августа
смерч в Киевской области привёл к значительным разрушениям зданий и лесных массивов.
7 августа
на ст. Каменская Ростовской области (г. Каменск-Шахтинский) произошла железнодорожная катастрофа: товарный состав на полном ходу протаранил стоящий на станции пассажирский поезд. Погибли 106 чел., пострадали 114.
19 октября
при попытке взлёта в аэропорту г. Комсомольск-на-Амуре потерпел катастрофу самолёт «Ан-12 БК». Причина — столкновение с гаражом для тяжелой аэродромной техники из-за перегруженности в условиях сильного попутного ветра и мокрого снегопада. Погибли 9 чел.
20 ноября
авария на 174,3 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Челябинск (Тюменская область). Потеряно 20,1 млн. куб. м газа.
23 ноября
из-за нарушения технологического процесса в цехе скальных аммонитов завода в г. Дзержинск (Горьковская область) произошёл мощный взрыв, ставший причиной пожара внутри здания. Из-за высокой температуры произошёл очередной взрыв готового изделия, которым полностью разрушено здание цеха. В результате обрушения строительных конструкций погиб караул пожарной службы (3 чел.).
24 ноября
на перегоне Канаш-Ачакс (Чувашская АССР) произошло столкновение пассажирского поезда №173 с грузовым поездом, остановившемся на перегоне в кривом участке пути в условиях плохой видимости и отключения электроэнергии в контактной сети и питания автоблокировки. Погибли 3 чел. (машинист, его помощник и пассажир). Перерыв в движении составил 18 часов.
1 декабря
выброс жидкого хлора из вентиля на цистерне на Саянском ПО «Химпром» (г. Зима Иркутской области). Получили отравление и ожоги хлором 2 чел. Цистерна прибыла с Калушского ПО «Химпром» (Украинская ССР).
+
— мощный ураган повалил лес на большой территории Тверской области.
— лесные пожары в Читинской области охватили огромную территорию площадью более 90 тыс. га.

1988

14 января
3 взрыва в силосе Томыловского элеватора (Самарская область). Попытка локализовать аварию приводит к следующему взрыву и гибели персонала (3 чел.). Процесс самовозгорания семян подсолнечника с последующими газопылевоздушными взрывами стал неуправляемым. Локализовать аварию не удалось, элеватор в течение 1,5 лет медленно погибал из-за следовавших один за другим локальными очагами возгорания и взрывами в силосах. В результате огромный заготовительный элеватор из железобетонных конструкций прекратил своё существование.
18 января
самолёт «Ту-154» разломился пополам при слишком жёсткой посадке в аэропорту г. Красноводск (Туркменская ССР). Из 137 пассажиров погибли 11, находившихся в месте разлома.
24 января
под г. Нижневартовск (Ханты-мансийская АО) сразу после взлёта разбивается самолёт «Як-40», летевший в Тюмень, у которого по неизвестным причинам (по основной версии — из-за ошибочных действий экипажа) выключились все 3 двигателя. Из 35 чел., находившихся на борту, погиб 31: большинство из них замёрзли в глубоком снегу, т.к. самолёт потерпел катастрофу поздним вечером, а обнаружили его только на рассвете.
25 января
на атомной подводной лодке «К-178», находившейся на базе на Камчатке, возникло возгорание в отсеке хранения изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов. Погиб 1 моряк.
26 января
на станции Пады Юго-Восточной железной дороги (Пензенская область) произошло крушение 2 грузовых поездов.
1 февраля
авария в г. Ярославль на железнодорожном перегоне Приволжье-Филино. С рельсов сошли 7 вагонов специального грузового поезда, в т.ч. 3 цистерны с высокотоксичным ракетным топливом гептилом. Из опрокинувшейся цистерны вытекло на насыпь около 740 л, собрано в ёмкости 450 л гептила. В период ликвидации аварии госпитализировано с отравлением 58 чел., многие из пожарных, работавших на сборе топлива, вскоре умерли или стали инвалидами.
12 февраля
на атомной подводной лодке Северного флота «К-14» из-за возгорания масла начался пожар. При тушении погиб 1 чел.
14-15 февраля
крупнейший пожар в Библиотеке Академии наук СССР (г. Ленинград). Начался вечером воскресенья на 3-м этаже хранилища в газетном фонде и был довольно быстро погашен пожарными. Однако через несколько часов, ранним утром, огонь появился вновь, на этот раз одновременно на 4-м и 5-м этажах, где находился фонд книг и периодических изданий на русском и иностранных языках. На этот раз подавление огня продолжалось 11 часов. В результате пострадало около 300.000 единиц хранения, причём водой испорчено в 10 раз больше экземпляров, чем огнём.
27 февраля
при приземлении в аэропорту г. Сургут (Тюменская область) потерпел крушение (врезался в землю и загорелся) самолёт «Ту-34». Погибли 20 пассажиров и членов экипажа, 37 чел. получили ранения и травмы.
13-14 марта
один из сильнейших ураганов на Камчатке. Несмотря на то, что синоптики заранее передали местным властям и населению тревожный сигнал, мало было сделано, чтобы встретить стихию в полной готовности. Скорость ветра доходила почти до 40 км/ч, ветер выбил стёкла и двери в тысячах квартир, гнул светофоры и столбы, с сотен домов сорвал крыши, валил деревья, сносил газетные киоски и продовольственные ларьки. Из строя вышли электро- и теплоснабжение г. Петропавловск-Камчатский, теле- и радиовещание, жители остались без света, тепла и воды.
19 апреля
во время снижения в облаках при сильной метели в условиях ограниченной видимости в районе г. Багдарин (Бурятская АССР) потерпел катастрофу (столкнулся с горой) самолёт «Л-410 УВП». Погибли 17 чел.
30 апреля
гибель сотрудника секретного вирусного биологического центра в «Кольцово» (Новосибирская область) Н. Устинова, заразившегося вирусом Марбурга во время разработки новейшего биологического оружия.
18 мая
в японском порту Осака ночью загорелся советский туристический корабль «Приамурье», на котором по путёвкам турагентства «Спутник» путешествовали около 300 туристов из СССР. Погибли 11 чел.
27 мая
авария на 741 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Петровск в поймe р. Обь (Тюменская область). Потеряно 2,3 млн. куб. м газа.
4 июня
при подходе к станции Арзамас-1 (Горьковская область) грузового поезда, следовавшего из г. Дзержинск в Казахскую ССР, произошёл взрыв 3 вагонов с 18 т промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны. Глубина воронки на месте взрыва — 30 м. Уничтожено 151 жилое строение (в т.ч. снесён близлежащий посёлок), 2700 чел. лишились жилья. Погибли 94 чел. (в том числе 10 детей), ранено 840. Одна из версий причины: утечка газа в газопроводе под железнодорожными путями.
3 июля
пожар в вагоне с гербицидом (трихлорацетат натрия) на ст. Чепецкой (г. Кирово-Чепецк Кировской области) с образованием ряда токсичных веществ — фосгена, хлороформа, оксида углерода. Над городом повис смог. За медицинской помощью обратилось 27 чел.
12 июля
большой 3-палубный теплоход «Сергей Кучкин», совершавший рейс по каналу им. Москвы, стремясь избежать столкновения с другим теплоходом «Москва-92» (он экстренно изменил курс из-за 2 парней, купавшихся в запретной зоне реки), столкнулся с откосом канала, повредив корпус. На ремонтные работы ушло почти 2 суток, сбилось расписание туристических рейсов.
16 августа
на перегоне Березайка—Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги (Калининская область) произошло крушение скоростного пассажирского поезда №159 «Аврора» (причина — сход вагонов с рельс и возникновение пожара). Погиб 31 чел., ранены 182. Повреждено 2500 м контактной сети, 500 м железнодорожного пути, до степени исключения из инвентаря повреждено 12 вагонов. Допущен перерыв свыше 15 часов в движении поездов на участке.
18 августа
авария (расплавление активной зоны реакторной установки) на атомном ледоколе «Россия» в Арктике.
13 сентября
авария, сопровождавшаяся взрывом и пожаром, на складе мономеров Сумгаитского ПО «Оргсинтез» (Азербайджанская ССР).
4 октября
взрыв вагона с промышленным взрывчатым веществом на ст. Свердловск-Сортировочная (46,8 т тротила и 40 т гексогена). На месте взрыва воронка глубиной 15 м, разрушено вагонное депо, расположенное в 400 м от места взрыва. Погибли 4 чел., ранены 500 (из них около 80 стали инвалидами). Причинён значительный материальный ущерб, разрушены промышленные и жилые здания (потери на сумму более 100 млн. руб.). Одной из основных причин происшествия явилось несоответствие международным требованиям упаковки и условий транспортировки особо опасных грузов.
11 ноября
на атомном ледоколе «Россия», стоявшем у причала, произошло событие, приведшее к ядерно-опасной ситуации: в результате неправильных действий персонала реактор оставался без охлаждения в течение 4 мин., после чего сработала аварийная защита.
3-5 декабря
сильный гололёд на юге Украины парализовал деятельность большинства отраслей хозяйства, нанесён огромный материальный ущерб.
7 декабря
самое крупное (по количеству жертв) землетрясение в СССР за 40-50 лет (и наиболее мощное на Кавказе за 80 лет) — в Армянской ССР. Уничтожен г. Спитак, разрушены гг. Ленинакан, Степанаван, Кировакан. Сила землетрясения — около 7 баллов по шкале Рихтера. По оценкам погибло 25.000 чел., раненых более 17.000, лишились крова 514.000 чел. В районе землетрясения разрушен 21 город и 324 села.
+
* на ст. Павловская Краснодарского края обрушился смерч шириной до 1 км. Разрушено около 500 домов. Во время прошедшего дождя выпал град величиной с куриное яйцо, который пробивал крыши строений, уничтожал посевы.

1989

8 января
утечка 6 т хлора из холодильника на заводе «Кремнийполимер» (г. Запорожье Украинской ССР). Пострадал 1 чел. Этот завод в 1980-х был подготовлен к выпуску новейшего химического оружия по программе «Фолиант».
9 января
на перегоне Волгоград I-Волгоград II произошло крушение пассажирского поезда №173 сообщением Волгоград-Харьков из-за столкновения маневрового состава с хвостовым вагоном этого поезда.
23 января
сильное 7-балльное землетрясение в Гиссарском районе Таджикской ССР на плато Уртабоз, вызвавшее оползневые явления в пос. Шарора и Окули-Поен. Под завалом грунта высотой более 10 м погибло 274 чел., более 30.000 остались без крова. Повреждены и не подлежали восстановлению более 5000 домов и большое количество школ и объектов здравоохранения, разрушены сельскохозяйственные строения, многие дороги, инженерные коммуникации и линии электропередачи.
20 марта
катастрофа на ПО «Азот» в г. Ионава (Литовская ССР): взрыв резервуара для хранения жидкого аммиака и пожар, в т.ч. на складе нитрофоски. Выброс в окружающую среду 7000 т аммиака. Погибло 7 чел., пострадало 64, из опасной зоны пришлось эвакуировать около 40.000 жителей. Площадь зоны заражения парами аммиака и продуктами термического разложения нитрофоски составила 400 кв. км.
Апрель
землетрясение силой до 6 баллов в г. Менделеевск (Татарская АССР), ставшее отголоском и следствием интенсивных нефтяных разработок в прежние годы.
7 апреля
в Баренцевом море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 м затонула советская атомная подводная лодка «К-278 Комсомолец» водоизмещением 6000 т. Погибли 42 из 69 членов экипажа. На борту находилось 2 штатно заглушенных ядерных реактора.
15 апреля
при отправлении грузового поезда на занятый перегон Купьеваха-Пост Спицин (Полтавская область Украинской ССР) произошло его столкновение с хвостовой частью ранее отправленного грузового состава.
21 апреля
мощный сейсмический удар потряс южную территорию Якутской АССР. Сотрясением от 3 до 8 баллов была охвачена громадная территория площадью более 1,5 млн. км, расположенная меду рр. Лена и Амур. Сила землетрясения оказалась сопоставимой с Спитакским землетрясением. Воздействию подверглись южная и центральная части Якутии, районы Читинской, Иркутской, Амурской областей и Хабаровского края. После главного толчка в течение года отмечено более 3000 повторных толчков. Землетрясение ощущалось на отрезках трассы БАМ (Чара-Тында-Беркакит) с силой 5-6 баллов.
Май
взрыв на глубоководной морской стационарной платформе в Каспийском море. Пожар длился более 9 дней.
Июнь
радиационная авария на Подольском заводе цветных металлов (Московская область), после которой приостановлены работы по реконструкции алюминиевого производства.
3 июня
крупнейшая железнодорожная катастрофа последних десятилетий: взрыв конденсата газа с возникновением пожара на продуктопроводе на участке между гг. Челябинск и Уфа вблизи железнодорожного полотна во время прохождения 2 пассажирских поездов. Погибли около 340 чел., госпитализированы более 800, из них 115 детей (97 — в тяжелом состоянии).
9 июня
на железнодорожном переезде Каменское-Погорелово (Ростовская область) рейсовый автобус выехал на полотно и столкнулся с пассажирским поездом №395 Адлер—Воронеж. В результате 29 чел. погибли на месте, 2 скончались по пути в больницу, 14 госпитализировано.
14 июня
разрыв контейнера на складе сжиженного хлора насосных водозаборных станций в г. Хабаровск. Облако хлора (800 кг) выброшено в атмосферу и накрыло отдыхающих на берегу р. Амур, 70 чел. доставлено в больницу, 8 из них — в реанимационные отделения из-за развившихся симптомов токсического отёка лёгких.
18 июня
пожар на электротехническом заводе «ВЭФ» (г. Рига Латвийской ССР) из-за сварочных работ на крыше одной из заводских пристроек. Из-за сильного ветра борьба с огнём крайне осложнилась, в тушении пришлось задействовать все доступные ресурсы: почти 170 пожарных и 2 специализированных пожарных поезда. Урон был огромным: сгорели 3 корпуса завода, уничтожено 1500 рабочих мест, а общий ущерб достиг 5 млн. руб. (в ценах 1989).
26 июня
авария на атомной подводной лодке «К-192» в Норвежском море: обнаружена течь в реакторном отсеке, дан сигнал радиационной опасности. При выполнении ремонтных работ обнаружена течь в правом борту, во время локализации которой произошел разрыв трубопровода. Военные суда обеспечения помогали в проливке реактора, однако её процедура 27 июня из-за ошибки личного состава на 2 часа была прекращена, что привело к сплавлению активной зоны правого борта. Личный состав получил дозу облучения до 4 бэр.
19 июля
при полёте с целью ледовой разведки над акваторией Восточно-Сибирского моря самолёт «Ан-26» столкнулся с каменистым склоном сопки в районе мыса Кибера близ о. Шалаурова (территория Чукотского АО). Погибли 10 чел.
Август
над Уссурийской тайгой и Сихотэ-алиньским хребтом (СССР) пронёсся тайфун «Джуди». Ветры достигали скорости 46 м/с, дожди шли с такой силой, что вода лилась сплошным потоком. Затоплено 109 населённых пунктов, в которых пострадало около 2000 домов, снесено 2678 мостов, выведено из строя 1340 км дорог, 70 км линий электропередачи, 600 км сетей телефонной связи, затоплено 12.0000 га сельхоугодий.
27 августа
теплоход на подводных крыльях «Ракета-15», принадлежавший Верхе-Иртышскому речному пароходству, в ясную солнечную погоду на полной скорости врезался в берег. Из 18 пассажиров и членов экипажа 11 с разной тяжести травмами доставлены в больницу райцентра Черлак. Причина аварии — смерть находившегося у руля капитана-дублёра, из-за чего судно потеряло управление.
Октябрь
на железнодорожной станции в г. Елгава (Латвийская ССР) произошёл пожар: загорелись 2 из 60 цистерн прибывшего состава с бензином. Рядом с местом возгорания находилась топливная база. Городские власти рассматривали возможность эвакуации жильцов окрестных домов, но пожарным удалось не допустить беды.
20 октября
— близ г. Троицк (Московская область) на 34-м км Калужского шоссе на мосту через р. Десна автобус «ПАЗ», столкнувшись с легковой машиной, сбил ограждения и упал с высоты 10 м в реку. Точное число погибших неизвестно, по официальным данным — 11 чел.
— выполняя учебно-тренировочный рейс, совмещенный с завозом в г. Ленинакан гуманитарного груза для пострадавших от землетрясения в Армении, разбился самолёт «Ил-76 ТД». Погибли 15 чел.
25 октября
авария на 1055 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Центр (Тюменская область). Потеряно 17 млн. куб. м газа.
Ноябрь
взрыв на магистральном трубопроводе Мессояхские месторождения—Норильск. Выведено из строя более 4 км труб.
12 ноября
в районе г. Ленинакана (Армянская ССР) потерпел крушение самолёт «Ил-76». Погибли 78 чел.
21 ноября
при заходе на посадку в аэропорту «Cоветский» (Тюменская область) в сложных метеоусловиях врезался в деревья в стороне от полосы самолёт «Ан-24», летевший из Перми. Погибли 4 члена экипажа и 28 из 36 пассажиров.
21 ноября
утечка нескольких сотен т фенола на станции перекачки ПО «Химпром» в г. Уфа (Башкирская АССР). Пролежав в снегу всю зиму, фенол в конце марта 1990 был смыт талыми водами в реки города и попал в питьевой водозабор. В водах были найдены большие концентрации полихлорированных диоксинов.
26 ноября
при заходе на посадку в аэропорту г. Советский (Пермская область) потерпел катастрофу (задел верхушки деревьев, упал на землю и загорелся) самолёт «Ан-24 Б». Из находившихся на борту 42 чел. погибли все члены экипажа (6) и 28 пассажиров.
5/7 декабря
неудачный пуск ракеты с атомной ракетной подводной лодки типа «Дельта-IV». В результате в Белое море в 105 км северо-западнее г. Северодвинск (Архангельская область) было слито 15,8 т одного из компонентов ракетного топлива.
17 декабря
выброс жидкого хлора из цистерны на ПО «Каустик» (г. Стерлитамак Башкирской АССР). Пострадали 2 чел., 1 из них скончался.
30 декабря
в аэропорту г. Геташен (Армянская ССР) при высадке пассажиров и выгрузке груза опрокинулся вертолёт «Ми-8». Ударами лопастей убито 12 чел.
+
– в результате сильнейших пожаров практически выгорели леса о. Сахалин.
– в Хабаровском и Приморском краях — сильные ливневые дожди. Уровень воды в реках поднялся на 8 м, затоплено более 140 населенных пунктов, погибли и пропали без вести 11 чел.


Дополнительная информация
Tags: История, Совдепия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →